8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Обязан ли продавец магазина не продавать товар покупателю, который без маски и перчаток?

Существует ли законная обязанность для продавца не обслуживать покупателя (не продавать ему товар), если тот пришел в торговый зал и на кассу без маски и без перчаток? Если таковой обязанности законной нет, то на что ссылаться, если сотрудники правоохранительных органов собираются фабриковать статью за нарушение " масочного режима"?

, Дмитрий Неклюдов, г. Томск
Сергей Николаев
Сергей Николаев
Адвокат, г. Саратов
рейтинг 9.3

Дмитрий, добрый вечер!

В Томской области введен масочный режим с 18 мая 2020 года.

Согласно разъяснениям Роспотребнадзора «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования» (от.20.05.2020 года)

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с принятием мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции был введен «масочный» режим, то действия сотрудников магазиной, отказывающих обслуживать покупателей без масок вполне правомерны.

За нарушение указанных требований о ношении масок и перчаток в местах общественного пользования, к которым относится и магазин, вполне возможно привлечение к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ:

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В данной ситуации лучше давать объяснения о том, что в магазин и явился с целью покупки масок и перчаток, т.к. таковых не имелось ни дома, ни при себе.

0
0
0
0

С информацией по данной теме Вы можете также ознакомиться по ссылке

https://www.tomsk.kp.ru/daily/...

0
0
0
0
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Дмитрий, добрый день.

Откровенно говоря ситуация двойственная.

С одной стороны есть письмо Минпромторга от 11 мая 2020 года N ЕВ-32091/15

в котором указано, что

9. В случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

И разъяснения Роспотребнадзора «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования» (от.20.05.2020 года)где отмечалось, что

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

И это предполагало возможность вызова сотрудников полиции для составления протокола по ст. 20.6.1 КоАП РФ с последующей передачей материалов дела в суд для принятия решения.

С другой стороны указанные письма не являются нормой права — а являются актами толкования права.

Они не подменяют собой требования ГК РФ, в силу которого отказ в заключении публичного договора не допустим.

В силу ст. 426 ГК РФ

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

Поэтому при наличии доказательств такого отказа вполне возможно с Вашей стороны обращение в суд с требованием о понуждении к заключению договора

Правда, пока не ясно каким образом будет складываться судебная практика по такого рода делам.

0
0
0
0
Олег Феофанов
Олег Феофанов
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 9.7
Эксперт

Добрый день. Нет, такой обязанности нет, но есть такое разъяснение о котором указано в Письме Министерства промышленности и торговли РФ от 11 мая 2020 г. № ЕВ-32091/15 О направлении методических рекомендаций Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ

В случае введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.) (далее — СИЗ) рекомендуется:

В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Как видите Минпромторг рекомендует поступать именно так

Скажите, а в чем заключается фабрикация?

Протокол в отношении Вас составлен?

0
0
0
0

То есть как видите — такой обязанности у магазина нет, но Минпромторг и Роспотребнадзор рекомендует им так поступать и они так и поступают.

0
0
0
0
Дмитрий Неклюдов
Дмитрий Неклюдов
Клиент, г. Томск

Заявились сотрудники полиции в магазин и обратились к продавцу с чем-то похожим на угрозы. Дескать, почему вы, как продавец, обслуживаете покупателей, который нарушают масочный режим? На что продавец сказал, что он не обязан отказывать покупателям в приобретении товара, потому как законных обязанностей это делать у продавца нет. Тогда полиция сказала, что на первый раз они предупредили, а в следующий раз будут составлять протокол и в отношении покупателей без масок, и в отношении продавца, который «позволил себе продать товар таким покупателям» — почти точная цитата. Поэтому я позволил себе так выразиться. А как иначе это будет называться, если сотрудники полиции всё таки начнут привлекать продавца к ответственности за невыполнение  обязанностей, которых у продавца нет? Ведь не каждый продавец знает свои права досконально. Они ему «пришьют» под эти сказки «рабочую» статью, а он в страхе поставит своё с ней согласие в протоколе/постановлении. 

Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Дмитрий.

Скажем так им рекомендовано обеспечить соблюдение санитарных требований в связи с инфекцией, т.е. необязательно, при этом о запрете продажи пр товара лицам не соблюдающим масочный режим, который обязателен в Томской области, ничего в региональном распоряжении нет, в Вашем случае насколько я понял речь идет о Томской области.

Согласно положениям

16. Временно запретить гражданам в срок по 1 июня 2020 года посещение организаций… за исключением посещения:
4) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
9) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в соответствии с приложением № 2 к настоящему распоряжению.
17. Рекомендовать: 1) руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, указанным в подпунктах 1) — 9) пункта 16… принявшим решения о возобновлении деятельности, обеспечивать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, необходимые для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции http://docs.cntd.ru/document/4...

Поэтому здесь решает сама организация или ИП, продавец если он работник выполняет соответственно требования своего работодателя, следовать им эти рекомендациям или нет. если они им следуют, соответственно   обеспечение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, необходимых для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, включают в себя  и обязательное соблюдение масочного режима от потребителей.

Роспотребнадзором уже были даны соответствующие разъяснения на этот счет, можете с ними ознакомиться по официальной ссылке ведомства:

О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования

https://www.rospotrebnadzor.ru...

0
0
0
0
Заявились сотрудники полиции в магазин и обратились к продавцу с чем-то похожим на угрозы. Дескать, почему вы, как продавец, обслуживаете покупателей, который нарушают масочный режим? На что продавец сказал, что он не обязан отказывать покупателям в приобретении товара, потому как законных обязанностей это делать у продавца нет. 

Обязанности нет согласно распоряжению по Томской области приведенному выше, есть рекомендации, а уже сама торговая точка решает соблюдать им эти рекомендации или нет, если они решат соблюдать, это не будет являться нарушением, если нет, то опять же это не нарушение, ведь носит рекомендательный характер.

Более того, если продавец  работник какие к нему могут быть вопросы, устанавливает у себя такой режим его работодатель хозяин, а он лишь выполняет его распоряжения в рамках трудовых правоотношений если продавец и есть хозяин другое дело, вопросы могут быть напрямую к нему.

Тогда полиция сказала, что на первый раз они предупредили, а в следующий раз будут составлять протокол и в отношении покупателей без масок, и в отношении продавца, который «позволил себе продать товар таким покупателям» — почти точная цитата. 

А отношении покупателя да, без проблем, это обязательно, т.е. граждан, а вот самой торговой точки продавца или его работодателя нет. для них все носит рекомендательный характер.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Могу ли требовать товар, так как это не моя проблема, что цени выросли, я же вовремя оплатил, а продавец вовремя не заказал
Я заказал пиломатериалы в январе, и сразу оплатил на 100%. Продавец хочет вернуть мне деньги спустя 6 месяцев, в связи с удорожанием цены товара. Могу ли требовать товар, так как это не моя проблема, что цени выросли, я же вовремя оплатил, а продавец вовремя не заказал.
, вопрос №4138981, Олег, г. Ангарск
Защита прав потребителей
На второй день, звонит продавец и требует вернуть весь её товар б/у.назад и обзывает меня мошенницей.я ей ответила, вы продали и согласились на цену, а я купила
Добрый день. Два дня назад по объявлению о продаже дома с мебелью , приехав на адрес,у продавца купила немного посуды, телевизор и и т д. Я с прдодавцом договорились об общей сумме, она согласилась, я оплатила наличкой. Кое что она сама мне помогла нести до машины моей. Была с её стороны соседка, которой показалась сумма маленькой, она сказала продавцу, что бы та не соглашалась, я ответила, что мне это будет дорого, тогда я не покупаю, всё вощвращаю, на что продавец ответила, что её всё устраивает. Мы хорошо распрощались. На второй день, звонит продавец и требует вернуть весь её товар б/у.назад и обзывает меня мошенницей.я ей ответила, вы продали и согласились на цену, а я купила. Какие у меня права? Весь товар б/у
, вопрос №4138356, Наталья, г. Москва
Трудовое право
В общем, обязан ли бакалавр идти работать в ЛНР?
Доброе утро. В общем, обязан ли бакалавр идти работать в ЛНР? Если учеба проходила не на бюджетной основе, а на контрактной. И нормально ли то что гос. учреждение отказывается отдавать любые документы, пока я не предоставлю справку с места работы? Собираюсь дальше поступать в другой вуз, а с документами проблема.
, вопрос №4137960, Дарья Олеговна, г. Москва
Защита прав работников
Здравствуйте, могу ли я написать жалобу на магазин, где продают не легальные сигареты и алкоголь когда нельзя продавать особенно на последние звонки, и несовершеннолетним продают алкоголь
Здравствуйте,могу ли я написать жалобу на магазин,где продают не легальные сигареты и алкоголь когда нельзя продавать особенно на последние звонки,и несовершеннолетним продают алкоголь
, вопрос №4137944, Елизавета, г. Москва
Трудовое право
Наш магазин не продал продукты, и нас заставляют выкупить этот товар, что бы избежать потери денег.Законно ли это?
Наш магазин не продал продукты , и нас заставляют выкупить этот товар , что бы избежать потери денег.Законно ли это?
, вопрос №4137640, Марианна, г. Санкт-Петербург
Дата обновления страницы 01.06.2020