8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1000 ₽
Вопрос решен

Кто несет ответственность за жизнь и здоровье пассажира такси, агрегаторы, таксопарки, водитель?

Добрый день! Я корреспондент "Санкт-Петербург.ру". Мы пишем материал о ситуации с агрегаторами такси, которые не берут на себя никакую ответственность за аварии, за пассажиров, а считают, что предоставляют лишь информационные услуги, перекладывают вину на таксопарки, хотя сами занимаются и выплатами водителям и прочее. Как вы считаете, кто на самом деле должен нести ответственность за пассажиров в случае аварии или для этого нужны новые законы?

, Буторина, г. Санкт-Петербург
Павел Благарь
Павел Благарь
Адвокат, г. Челябинск

Доброе утро!

Уголовную ответственность несет конкретный гражданин — причинитель вреда.

Гражданско-правовую ответственность — владелец источника повышенной опасности — автомобиля. Договорными отношениями эта ответственность может передаваться другим лицам.  

1
0
1
0

Договор — дело добровольное, что юридическими словами определяется как свобода договора (ст. 421 ГК РФ). Агрегаторы такси не несут материальную ответственность за вред, причиненный при ДТП, так как по условиям договора с таксистами, они отказываются принимать на себя эту ответственность.

Тогда таксист, руководствуясь той же свободой договора, может сотрудничать с агрегатором на предложенных условиях, а может отказаться.   

0
0
0
0
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

с агрегаторами такси, которые не берут на себя никакую ответственность за аварии, за пассажиров, а считают, что предоставляют лишь информационные услуги, перекладывают вину на таксопарки,

Буторина

В этом они абсолютно правы — агрегатор лишь оказывает информационные услуги, что прямо прописано в договорах заключаемых между ними и таксопарками.

По общему же правилу ответственность за причинение вреда несет непосредственный виновник, что прямо следует из положений ст. 1079 ГК РФ и ст. 1064 ГК РФ

Ст. 1064 ГК

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

ст. 1079 ГК РФ

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). 

2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Однако, закон допускает возможность освобождения таксиста от выплаты при наличии ряда условий.

Первое условие — это нахождение его в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таксопарком. В таком случае применены правила ст. 1068 ГК РФ

 

1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Второе условие — это наличие полиса ОСАГО и здесь выплата производится страховой компанией, куда может обратиться потерпевший. 

В дальнейшем разница между произведенной выплатой и полной стоимостью ущерба, выплачивает таксопарк (при условии, если виновник состоял с ним в трудовых отношениях) либо само виновное лицо (чаще всего в судебном порядке).

Что касается вопросов привлечения к уголовной или административной ответственности — то здесь действует общее правило, согласно которому ответственность несет лицу, фактически причинившее вред.

В силу ст. 5 УК РФ

1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. 

2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

0
0
0
0

В дальнейшем разница между произведенной выплатой и полной стоимостью ущерба, выплачивает таксопарк (при условии, если виновник состоял с ним в трудовых отношениях) либо само виновное лицо (чаще всего в судебном порядке).

Петров Михаил

На этот счет было дано разъяснение Конституционного Суда РФ в Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других»

5.3. Таким образом, положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») предполагают возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения,если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Иное приводило бы к нарушению гарантированных статьями 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (часть 1), 46 (часть 1), 52 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации прав потерпевших, имуществу которых был причинен вред при использовании иными лицами транспортных средств как источников повышенной опасности.

Вместе с тем, в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 55 (часть 3), принципов справедливости и пропорциональности (соразмерности) и недопустимости при осуществлении прав и свобод человека и гражданина нарушений прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) регулирование подобного рода отношений требует обеспечения баланса интересов потерпевшего, намеренного максимально быстро, в полном объеме и с учетом требований безопасности восстановить поврежденное транспортное средство, и лица, причинившего вред, интерес которого состоит в том, чтобы возместить потерпевшему лишь те расходы, необходимость осуществления которых непосредственно находится в причинно-следственной связи с его противоправными действиями.

Это означает, что лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения. В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).

Первое условие — это нахождение его в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таксопарком. В таком случае применены правила ст. 1068 ГК РФ

Петров Михаил

Однако и в этом случае, лицо, которое хотя и находилось в трудовых отношениях и за которого выплату произвела организация, в дальнейшем обязано возместить причиненный им ущерб. У организации в данном случае возникает право регресса.

Согласно ст. 1081 ГК РФ

1.Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.),имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Правда, в том случае если речь идет о трудовых отношениях, сумма возмещения в порядке регресса зависит от того имеет ли место полная материальная ответственность работника, если таковой нет — то размере его ответственности ограничен размером его среднемесячного заработка. 

0
0
0
0

Вопрос об ответственности агрегатора такси предлагается рассматривать и в следующем ключе:

Правовые аспекты деятельности агрегаторов (А. Бычков, журнал «Новая бухгалтерия», выпуск 8, август 2017 г.)

Однако и сами агрегаторы могут не избежать ответственности, поскольку занятая ими комфортная ниша, не предполагающая никакой ответственности за качество услуг по перевозке, не устраивает контролирующие органы.

Некоторые агрегаторы подключают водителей к своим системам, дают им доступ к имеющимся заказам, распределяют заявки между ними, но не владеют информацией о наличии у них права на управление автомобилем, возможности по состоянию здоровья им управлять, о наличии лицензии на осуществление перевозок, а также о техническом состоянии используемого автомобиля. Ежедневно оценка такого состояния и медицинский контроль за водителями не осуществляются, учет рабочего времени и времени отдыха водителей не ведется.

Исполняя полученный по различным каналам связи заказ путем передачи его водителю посредством используемого программного обеспечения, агрегатор не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что лишает потребителей транспортной услуги права на получение достоверной информации о ней, об исполнителе, который ее предоставляет.

Таким образом, наряду с водителями, которые могут осуществлять незаконные перевозки, агрегатор создает для этого дополнительные условия, тем самым участвуя в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга потребителей, поскольку в нарушение ст. 7 Закона РФ 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» ущемляется их право на то, чтобы транспортная услуга была безопасна для их жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняла вред их имуществу.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законов о безопасности дорожного движения и международных договоров с участием РФ (п. 1 ст. 24 Закона N 196-ФЗ).

Заказ легкового такси с использованием средств связи — это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.

Агрегатор позиционирует себя как служба заказа такси, не имея разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Являясь посредником между водителями и пассажирами, он осуществляет функцию диспетчерской службы, принимает заявки на перевозку пассажиров и, передавая их между определенными водителями, фактически организует и упорядочивает пассажирские перевозки легковым такси, поскольку эта деятельность является неотъемлемой частью данного процесса.

Передавая полученный заказ на перевозку легковым такси по средствам связи водителю, с которым у него заключен договор об оказании информационных услуг, агрегатор при этом не гарантирует безопасность перевозки пассажира и исполнимость данного заказа, поскольку отношения между ним и водителем легкового такси на основании договора на оказание информационных услуг не предполагают возложение на него обязанности по обеспечению безопасности перевозки пассажира.

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для данных перевозок установлены ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. Сложившееся положение вещей, по мнению контролирующих органов, является нарушением данного порядка.

Агрегатор, профессионально занимающийся организацией перевозок, не может не знать о том, что всегда существует риск отсутствия у привлекаемых им водителей разрешительной документации.

Условия пользовательского соглашения и иных документов, размещенных на его сайте, о том, что он никакой ответственности за действия водителей не несет, не могут его освобождать от обязанности по соблюдению действующего законодательства РФ, учитывая, что именно агрегатор создает условия для занятия водителями деятельности без разрешительной документации, не управляя возникающими рисками, что является незаконным.

И при такой позиции, при том условии, что водитель такси подключен к информационной системе агрегатора, в силу чего он выплачивает ему вознаграждение из суммы заказа, можно говорить о наличии между ними договорных отношений, а следовательно о возможности применения правил ст. 1068 ГК РФ, где допускается взыскание суммы ущерба с лица, с которым виновник состоит в гражданско-правовых отношениях.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

0
0
0
0
Виолетта Магола
Виолетта Магола
Юрист, г. Раменское

Добрый день.

Ответственность будет нести непосредственно водитель.

ГК РФ Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Если же данный водитель оформлен официально в таксопарке, то ответственность будет нести таксопарк

ГК РФ Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником

 
1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

0
0
0
0

Михаил, то есть пассажиру бы желательно узнать до начала поездки, на какой парк водитель работает, а также имеет ли водитель полис ОСАГО?

Буторина

Если есть возможность — то да. Если же нет возможности, то это можно будет узнать в случае ДТП (если он официально трудоустроен)

Таким образом, эти таксопарк и страховая компания могут возместить пассажиру весь ущерб, а не только максимально 500 тысяч рублей по ОСАГО?

Буторина

Верно. Если сумма более 500 000 руб, то взыскивать придется в суд.порядке.

0
0
0
0
Владимир Сахаровский
Владимир Сахаровский
Юрист, г. Москва

Здравствуйте! В случае ДТП пассажир в первую очередь думает, что отвечать за вред, причиненный ему, должен агрегатор, потому что, заказывая такси, человек видит именно логотип и рекламу агрегатора, а не своего фактического перевозчика. Схема, с помощью которой организована деятельность таких агрегаторов такси, позволяет им законно не отвечать ни за какие последствия деятельности конкретных водителей. Как бы ни хотелось, агрегатора нельзя привлечь к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ. Чтобы изменить ситуацию, возможно, требуются поправки в законодательстве, ужесточающие контроль за деятельностью такси, в частности за прохождением ТО автомобилей и медицинских осмотров водителей.

1
0
1
0
Юлия Павлюк
Юлия Павлюк
Адвокат, г. Калуга
рейтинг 7.4

Здравствуйте!

В дополнение к сказанному коллегами хочу отметить, что на законодательном уровне пытаются поменять ситуацию.

Так в октябре 2017 года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 283077-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси», которым предлагается законодательно регламентировать действия агрегаторов и таксопарков, определив кто из указанных субъектов несет ответственность в случае дтп.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Военное право
Здравствуйте, у меня есть сомнения, что возможно моему брату, который сейчас находится в армии, угрожают, подвергают опасности жизнь и здоровье, можно ли будет увидеть срочника до присяги?
здравствуйте, у меня есть сомнения, что возможно моему брату, который сейчас находится в армии, угрожают, подвергают опасности жизнь и здоровье, можно ли будет увидеть срочника до присяги? потому что закона, который бы это запрещал, нет
, вопрос №4139259, Виктория, г. Улан-Удэ
Медицинское право
Хотели изначально получить отсрочку и сдать экзамены отдельно, в другое время (число)
Добрый день. Мою сестру положили в психиатрическую больницу. Изначально она (15) лет с представителем (мама) обратились в учреждение для постановления диагноза, чтобы у своего лечащего психиатра получить отсрочку от сдачи экзаменов, хотели сдавать отдельно. Потому что, младшая сестра не посещала школу 1-2 месяца, по причине болезни. У нее постоянно проблемы с сахаром и в принципе со здоровьем. Диагноз определили и поставили шизофрению с суицидальными наклонностями. Мама не дала согласие на гостопилизацию, т.к. хотели изначально получить отсрочку и сдать экзамены отдельно, в другое время (число). Уже у учреждении младшую сестру завели отдельно в кабинет и заставили подписать документ о гостопилизации. Выходя из него она в слезах просила маму забрать ее из больницы, говоря что ее заставили это сделать. Проведя вчера целый день в поликлинике, матери так и не отдали ребенка. Сегодня вызывали полицию. Они приехали и все вместе пошли к заведующему и к главному врачу администрации. Врачи ссылались, что это экстренно, но!! Сам ребенок так не считает, как и опекун. Маме предложили составить судебную расписку под ее ответственность, но потом переобулись и решили назначить обследование. Пишу еще раз, что опекун (представитель) не дал добро лечь в больницу! Девочке 15 лет, как она может решать подобные вещи, психиатры ее вынудили лечь. Под следствием, мы попросили позвать сестру, чтобы она при них всех сама сказала, что это ей не нужно и чтобы написала отказ от гостопилизации. Ответ от врачей был очень странный… «нет». Будет наследующей недели суд. Мы даже не знаем, что делать …
, вопрос №4138817, Юлия, г. Курск
Семейное право
Что можно сделать в данной ситуации?
Администрация подала иск о сносе дома ,из за нарушения норм границ .Дом куплен три года назад (2021г), мы вторые покупатели . Год постройки 2018 .ничего не переделывалось . Недвижимость стоит на учете в ЕГРН.Комиссия определила незначительные отступы , что не угрожает жизни и здоровью и не ущемляет права третьих лиц.так же собственниками являются несовершеннолетние дети . Администрацию не устраивает решение комиссии , суд не учитывает срок давности , и наличие детей собственников , не привлекают органы опеки и представителей детей . Что можно сделать в данной ситуации ?
, вопрос №4138785, Елена, г. Москва
386 ₽
Гражданское право
18 будет только в ноябре, а идти и поступать на учебу я должна раньше ноября Времени в обрез Боюсь, что в случае
Хочу переехать в другой город в 17 лет учится, работать и снимать жилье отдельно, без какого либо участия мамы. 18 будет только в ноябре, а идти и поступать на учебу я должна раньше ноября Времени в обрез Боюсь, что в случае моего конфликта с мамой, она начнет меня попрекать органами опеки и заберет домой, где я опять застряну ещё на год Возможно ли взять за свою жизнь полную ответственность до совершеннолетия, чтобы она не смогла давить на меня в дальнейшем юридической точки зрения?
, вопрос №4137775, Мелисса, г. Москва
Недвижимость
Кроме меня, доли принадлежат моему отцу 4/15, его сестре 4/15, моей двоюродной сестре 1/5 и, соответственно, мне 1/5
Здравствуйте! Мне исполнилось 18 лет. Есть доля в квартире дедушки с бабушкой, которые умерли. Кроме меня, доли принадлежат моему отцу 4/15, его сестре 4/15, моей двоюродной сестре 1/5 и, соответственно, мне 1/5. С отцом и родственниками не общаемся уже больше десяти лет, доступа в квартиру нет, распоряжается там сестра отца, отец проживает в другой квартире. Раньше, моей двоюродной сестры, в собственниках не было. Видимо, когда умерла бабушка, её дочь вступила в наследование её доли, а потом переписала на свою дочь. Отец там не решает ничего, так как уже давно ведёт аморальный образ жизни, и распоряжается всем его сестра. В этой квартире я прописана с рождения, и при приватизации получила долю. Понимаю, что жить в этой квартире не получится, с родственниками нет никакой коммуникации. Попытки договориться о выдаче ключей, и возможности распоряжаться своей долей, не увенчались успехом. Не понимаю, что я могу сделать в данной ситуации, чтобы отстоять свои права. Квартира 3-х комнатная, кадастровая стоимость 3250000. Буду благодарна за отклики и разъяснения. Спасибо.
, вопрос №4137648, Александра, г. Москва
Дата обновления страницы 23.10.2017