Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Если нужно, но не сделать, какая мера ответственности?
При продаже видеоконтента (коммерческое использование) через фото-видеобанки и через другие свободные средства интернет, Авторское право на объекты интеллектуальной собственности, а так же здания, памятники и прочие объекты собственности, попавшие на продаваемое видео, чем регулируется. Нужно ли при продаже видео очищать права, получая разрешения от владельцев собственности, которая намеренно или случайно попала на видео (здания, памятники, экспонаты в музеях, фото, результаты ИД и пр.? Если нужно, но не сделать, какая мера ответственности? Прошу консультации с приведением источников, ещё лучше с прецедентами и практикой. Спасибо!
Здравствуйте! Прежде всего нужно ориентироваться на ГК РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
1. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
Сам видеоролик к как произведение охраняется авторским правом ст. 1259 ГК РФ.
В России ст. 1276 ГК РФ разрешено свободное использование изображений зданий и памятников, находящихся в общественном месте, если они не являются основным объектом съёмки.
Но! Если здание или памятник охраняется авторским правом (например, современное здание, созданное менее 70 лет назад), его коммерческое использование может требовать разрешения автора (архитектора или правообладателя).
Если в кадр попадают картины, скульптуры и другие объекты искусства, их изображение может охраняться авторским правом.
Музеи часто запрещают коммерческую съёмку своих экспонатов (например, Эрмитаж, Лувр). Использование таких кадров без разрешения может привести к иску.
Прежде всего по каждому месту съемки нужно узнавать заранее о возможных правовых претензиях. Но как правил большинство мест открытых вполне можно снимать, в том числе и для коммерческой продажи видео.
Нужно ли при продаже видео очищать права, получая разрешения от владельцев собственности, которая намеренно или случайно попала на видео (здания, памятники, экспонаты в музеях, фото, результаты ИД и пр.? Если нужно, но не сделать, какая мера ответственности?
Здравствуйте.
Для начала стоит отметить, что фото- видеобанки продают различные объекты интеллектуальной собственности с определенным набором прав. То есть использование контента за пределами предоставленных по лицензии прав это уже само по себе является нарушением и может повлечь за собой привлечение к ответственности по ст. 1301 ГК РФ.
Кроме того, нужно быть бдительным при использовании фотографий музейных экспонатов, не просто попавших в объектив случайно, а являющихся основным объектом. Право на публикацию их фото принадлежат музею либо иному правообладателю. Они, будучи владельцами объекта, могут заключать договоры на использование их изображений в коммерческой деятельности.
Если же попавший в кадр объект не является основным, то нарушения тут нет и это можно будет доказать в случае, если к Вам будет предъявлен соответствующий иск.
Сейчас очень сильно распространены так называемые фототроллеры, которые находят что-то подобное и начинают шантажировать тем, что будет подан иск в суд и взысканы существенные средства. Поэтому каждый раз необходимо внимательно относиться как к использованию фото и видео из стоков, так и к претензиям, которые могут выдвигать шантажисты.
Виктор, здравствуйте!
Спасибо, что обратились к нам на сайт правовед. Мне важно, чтобы вы получили нужную информацию по вашему вопросу.
:
1. На самом деле у вас очень специфический вопрос, который невозможно разобрать в рамках настоящего формата консультаций.
.
2. Между тем, следует необходимо отметить общую теорию, что же все-таки написано в законе:
Согласноп. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, изображений, чертежей и макетов, а также фотопроизведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии признаются объектами авторских прав, и их использование допускается лишь при наличии на то разрешения правообладателя.
Сразу нужно отметить, что видео это по своей сути аудио-визуальные произведения, которые также является отдельным объем авторского права и к ним применяются аналогичные нормы как к фотографии.
Вместе с тем, есть отступления от общего правила, которые отражен в ст. 1276 ГК РФ:
Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли. (п.1)
Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места. (п.2)
Вместе с тем, есть известное Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2024 N 33-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „Издательский дом “Фест Хэнд», в котором Конституционный суд подтвердил, что не требуется получения согласия автора или иного правообладателя скульптуры и выплаты ему вознаграждения, в том числе если соответствующий информационно-справочный материал распространяется в целях получения прибыли, а на данном изображении скульптура может рассматриваться как основной объект использования.
.
т.е. важно заметить, что если речь идет об использовании зданий, памятников и прочих объекты собственности, попавших на продаваемое видео как информационно-справочного материала, в том числе в коммерческих целей, то согласие автора и оплата не требуется. Однако, если использование и цели другие, то есть большая вероятность обоснованных претензий, в том числе по взысканию компенсациисогласно ст. 1301 ГК РФ
.
3. Таким образом, в каждом конкретном случае лучше оценивать все совместном с юристом, дабы исключить риски, а если у вас есть 100% сомнения, то лучше получить согласие автора произведения.
___________________________________________________________________________________________
Успехов вам в вашей деятельности и в защите интересов!
С уважением,
юрист Квон Дмитрий Викторович.
Сама ответственность за нарушение прав предусмотрена ГК РФ Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение. Кроме того, если в кадр Логотипы, вывески, упаковки товаров могут быть защищеныст. 1484 ГК РФ.
Если они узнаваемы и используются в коммерческом контенте, правообладатель может потребовать удаления или компенсации.
На самом деле практика по таким делам обширна и каждый случай нужно рассматривать в индивидуальном порядке, оценивая критерии риска индивидуально в каждой ситуации.