Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Является ли это распоряжением персональных данных?
Здравствуйте, что может быть если идентифицировал электронный кошелек на чужие паспортные данные? Является ли это распоряжением персональных данных? Хотел прекратить использование кошелька, он был заблокирован, разблокировать и удалить самому нельзя. Написал в поддержку что прошел упрощённую идентификацию не на свои данные, попросил удалить, в итоге кошелек закрыли за то что нарушил пункт соглашения( при идентификации указывать свои настоящие данные), такой вопрос владелец данных сможет зарегистрироваться , если есть такой пункт 4.21.18. Клиент не вправе использовать при управлении Кошельком номера телефона, логины, программы, устройства, иные клиентские идентификаторы, связанные прямо или косвенно с Клиентами, ранее нарушавшими порядок использования Кошельков; это ведь не он нарушил, ответьте пожалуйста. Кошелек Юмани
Здравствуйте. Ситуация достаточно серьёзная, затрагивает персональные данные, электронные платежи и договорные ограничения сервиса ЮMoney (бывший Яндекс.Деньги). Разберёмся точно, но без паники.
️ 1. Что вы фактически сделали:
Прошли упрощённую идентификацию на чужие паспортные данные;
Указали в техподдержке, что данные не принадлежат вам;
Попросили закрыть кошелёк — и его действительно закрыли;
Нарушен пункт о достоверности персональных данных.
Это действительно нарушение:
В соглашении ЮMoney, как и в любой другой платёжной системе (включая закон № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе»), чётко указано:
Идентификация должна производиться только на свои данные. Иначе — блокировка, отказ в обслуживании, даже передача данных в Росфинмониторинг (в теории).
2. Распоряжение чужими персональными данными — это нарушение?
Да, это неправомерное использование персональных данных по закону 152-ФЗ.
Но! Если:
вы не украли данные, а просто ввели чужие с согласия/ошибочно (например, паспорт соседа, родственника и т.д.);
не использовали для мошенничества или преступлений (например, обнал, ставки, даркнет) —
→ уголовной ответственности не наступает (ст. 137 УК РФ тут не применяется), максимум — административное нарушение при жалобе владельца.
Вы добровольно сообщили в поддержку, признали факт, кошелёк закрыт.
→ Рисков преследования практически нет.
3. Может ли владелец паспорта потом сам зарегистрироваться?
Вот ключевой момент — и тут ваш вопрос очень точен.
Пункт 4.21.18:
Клиент не вправе использовать идентификаторы (телефон, логин, устройства), связанные с другими клиентами, ранее нарушившими правила.
Но! Важно:
Вы не регистрировали кошелёк на этого человека напрямую, вы просто указали его паспорт в упрощённой идентификации;
У этого человека не было аккаунта, он не управлял кошельком;
Нарушили — вы, а не владелец паспорта.
Значит:
???? Да, владелец этих паспортных данных может в будущем зарегистрироваться.
ЮMoney не вправе навечно “забанить” человека, если нарушение было совершено не им, а третьим лицом. При проверке идентификации это можно доказать (при необходимости — через службу поддержки).
???? Что можно сделать дополнительно:
Действие Нужно ли?
Сообщить в поддержку, что вы не являетесь владельцем паспорта Уже сделали, молодец
️ Защититься от претензий владельца данных Нежелательно было
использовать чужие данные без
письменного согласия. Но — если
не было ущерба, претензий не
будет
Владельцу данных (если известен) сообщить,
что идентификация отозвана и кошелёк закрыт Лучше для профилактики (если вы знакомы с человеком)
Вывод:
️ Да, вы нарушили правило, указав чужие паспортные данные — но сами сообщили об этом, кошелёк закрыт → юридических последствий не будет;
???? Владелец паспорта не попадает под санкции по пункту 4.21.18, если не он управлял кошельком;
ЮMoney не вправе блокировать человека на основании чужого нарушения.
Вы писали про ставки, а что если кидал деньги на игральные сайты (не казино), выводил оттуда, этими операциями всего 500₽ (выводил по 50-100₽).
Ещё у юристов спрашивал как будет это оцениваться (чтобы пройти идентификацию написал человеку, за 50 руб он зашёл в кошелек, дал ему номер и код доступа (не пароль, код одноразовый), он зашёл, ввел данные и вышел) как 222 УК РБ, у вас это 187 УК РФ, предоставление доступа к Эл кошельку, он ведь в нем никаких операций не делал)
Ещё хочу спросить с какого момента будет отчисляться срок давности по действию (при административной и уголовной ответственности) после удаления кошелька?
Сроки давности все считаются как правило с момента совершения. Боюсь вам соврать, но обычно по ПД не меньше года.
По 115-ФЗ есть и больше.