Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Ответственность за распространение спам email сообщений
Здравствуйте!
Вопрос №1. Меня интересует полная информация из законодательства РФ об административной ответственности физических лиц за распространение спам email сообщений.
А также вопрос №2 есть ли ответственность за обучение других людей способам и методам рассылки спам email сообщений.
Всем спасибо за помощь!
Здравствуйте!
Ссылка на информацию: www.br68.ru/forum/viewtopic.php?f=50&t=4701
Да, в России существует ответственность за распространение спама в Интернете.
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) дает определение рекламы. Таковой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В п. 4 названной статьи установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается переданной без предварительного согласия последних, если ее распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Отправитель рекламы обязан немедленно прекратить ее распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Сеть Интернет относится к средствам электросвязи (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 N 17АП-5887/2008-АК, п. 2 письма ФАС РФ от 19.05.2006 N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы»).
В соответствии с ч. ч. 1 и 7 ст. 38 Закона N 38-ФЗ нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой гражданско-правовую, административную и иные виды ответственности.
Нарушители по рассматриваемым правонарушениям привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ.
Часть 2 ст. 38 Закона N 38-ФЗ указывает, какие меры могут принять лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы. Такие лица вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о:
— возмещении убытков (включая упущенную выгоду);
— возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
— компенсации морального вреда;
— публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы).
Данный вывод подтверждается Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 N 17АП-9162/2010-АК, от 03.09.2008 N 17АП-5887/2008-АК, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А64-6021/08-15.
Алексей,
КоАП Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
За рассылку СПАМа предусмотрен административный штраф, причем для организаций он может достигать 500 000 рублей.
Кроме того, рассылка СПАМа запрещается Федеральным законом РФ «О рекламе» (статья 18, п. 1).
Там же указано, что СМС рассылка допускается при условии предварительного согласия абонента, причем согласие должно быть не устным.
Распространитель рекламы обязан по первому требованию немедленно прекратить СМС рассылку .
С уважением.
Добрый день, Алексей!
Да, в такой рассылке есть нарушения, в частности:
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Ответственность за подобные действия грозит по статье
14.3 КоАП РФ Нарушение законодательства о рекламе
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Удачи Вам!
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Для того, чтобы привлечь к ответственности лицо, которое рассылает спам, можно обратиться в прокуратуру, которая обязана рассмотреть заявление и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.
Что касается второго вопроса — по обучению, действующим законодательством ответственности за это не предусмотрено.
Раз Вам необходимо правовое обоснование, добавлю следующее.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (ред. от 16.02.2008) «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»
«спам» — телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя;
Существует Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
Исполнение антимонопольным органом государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:- рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе;- возбуждение дела;- передача дела по подведомственности;- рассмотрение дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;- информирование заявителей и лиц, участвующих в деле, о решениях, принятых антимонопольным органом.
Здравствуйте!
Ниже скидываю интересную познавательную статью в которой вы найдете все ответы на свои вопросы!
(Барсукова В. Сп@му net? // Конкуренция и право. 2011. N 6. С. 51 — 55.)
Вопросы привлечения к ответственности.
Нарушение требований к распространению рекламы по электронным каналам связи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Согласно п. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ст. 18 несет рекламораспространитель. При этом под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Отметим, что распространение спама осуществляют, как правило, роботы-автоматы, что делает практически невозможным установление рекламораспространителя в целях привлечения его к ответственности и пресечения нарушения. Кроме того, специальное программное обеспечение предоставляет возможность дистанционно использовать чужие компьютеры для рассылки спама без ведома их пользователей. В большинстве случаев удается лишь отследить сайт почтового провайдера, с которого было отправлено письмо <1>.
--------------------------------
<1> Федан М. Сетевой беспредел // ЭЖ-Юрист. 2008. N 14.
Так, в 2008 г. Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы России отказало потребителю услуг электронного почтового сервиса в возбуждении дела в отношении распространителей рекламы, рассылаемой по электронной почте, в связи с невозможностью выявить распространителей электронной рекламы <1>.
--------------------------------
<1> По данным сайта ФАС России: http:// www.fas.gov.ru/ fas-inpress/ fas-in-press_ 18405.html.
Таким образом, компьютерные технологии шагают далеко впереди правовых конструкций. Спам продолжает распространяться и наносить ущерб пользователям, а пресечь действия спамеров зачастую невозможно.
Даже если рекламораспространитель будет установлен, то размер штрафа за нарушение ст. 18 Закона о рекламе может не стать серьезным демотиватором к распространению спама, поскольку обороты рынка спама растут и прибыль от распространения спама может существенно превысить размеры административного штрафа.
Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматривает антимонопольный орган.
Согласно ст. 33 Закона о рекламе в случае обнаружения нарушений законодательства о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения, предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе, применять меры ответственности, предусмотренные Кодексом об административных нарушениях РФ.
Впервые к административной ответственности за рассылку спама антимонопольный орган привлек рекламораспространителя в 2008 г. За нарушение ст. 18 Закона о рекламе был привлечен предприниматель К. Гуреев. Поводом для возбуждения дела стало заявление директора пермской веб-студии «Жанр» В. Кошина о том, что на его почтовые адреса регулярно приходила реклама багетной мастерской и услуг по организации массовых рассылок. Административный штраф нарушителя составил 5 тыс. рублей.
После 2008 г. антимонопольный орган продолжил рассматривать дела о рассылке спама (Постановления 17 ААС от 25 октября 2010 г. N 17АП-9162/2010-АК, 19 ААС от 20 февраля 2009 г. по делу N А64-6021/08-15 и проч.).
ФАС России, видимо, в настоящий момент не представляется существенной угрозой для спамеров, которые активно продолжают рассылку массовых рекламных электронных сообщений в нарушение ст. 18 Закона о рекламе.Уголовной ответственности за распространение спама (если действия по его распространению не содержат признаков иных преступлений) в настоящий момент не установлено. Отдельные исследователи считают возможным привлекать спамеров по ст. 274 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» <1>, однако известной практики привлечения к уголовной ответственности за рассылку спама по ст. 274 УК РФ нет. В Государственной Думе РФ готовился законопроект, предполагающий введение уголовной ответственности за рассылку спама. Соответствующих изменений в УК РФ так и не внесено.
--------------------------------
<1> Дашян М.С. Алогизм спама // Право и политика. 2004. N 9.
Внесение законодательных изменений по борьбе со спамом доказали свою эффективность. Следствием принятия австралийского антиспамового закона стало его существенное сокращение. Ранее Австралия входила в первую десятку стран — лидеров спама. После принятия закона Австралия вышла из этой десятки.Гражданско-правовая ответственность лица, распространившего спам, путем предъявления заинтересованным лицом исков о возмещении убытков, компенсации морального вреда и проч. теоретически возможна, однако вопрос привлечения к ответственности в очередной раз упирается в поиск спамера.
Трудности в привлечении спамера к ответственности сводятся к техническим проблемам: необходимо обнаружить ящик, с которого отправлялись сообщения, и затем установить лицо, непосредственно рассылавшее спам или запустившее программу рассылки <1>.
--------------------------------
<1> Дорский А.Ю. Практика применения Закона «О рекламе» в 2008 г. // Реклама и право. 2009. N 1.
Кроме того, важным вопросом, решаемым в ходе определения возможности привлечения к ответственности спамера, является вопрос юрисдикции, а именно возможности привлечения лица к ответственности, если спам рассылается с иностранного домена, через иностранного провайдера и проч. Посредством «игры с юрисдикцией» спамеры могут уходить от ответственности за нелегальные действия по рассылке спама.
Что касается ответственности за обучение других людей способам и методам рассылки спам email сообщений — это вопрос как говорится неоднозначный.Нигде законом конечно не прописано и не запрещено-ОБУЧАТЬ, но опять же обучать вы будете с одной единственной целью-распространения рекламы (спама) в дальнейшем (но это вопрос другой -это уже надо будет доказать что именно Вы обучали и не просто обучали а обучали — РАСПРОСТРАНЯТЬ( … опять же повторюсь вопрос не однозначный…)
Добавлю, что ответственность за обучение — не предусмотрена, но если в процессе обучения будут производиться действия по рассылке — тогда мы Вам уже все НПА указали.