Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Если утеряно завещание, достаточно ли заверенной копии или нужен дубликат?
Здравствуйте!
В 1998 году папа оформил завещание на моё имя в администрации сельского совета. В этом году папа умер, и я открыла наследственное дело. Папиного экземпляра завещания не сохранилось. Организация, оформлявшая завещание (администрация сельского совета) ликвидирована, все их дела сданы в архив. Я взяла в архиве заверенную копию завещания, а также архивную справку о том, что в завещание не вносились изменения. Однако нотариус, ведущий наследственное дело, отказывается принять копию завещания и говорит, что нужен дубликат. Дубликат может выдать только оформившая завещание организация, а она ликвидирована. Подскажите, насколько правомочно подобное требование нотариуса? Неужели заверенной архивом копии завещания и архивной справки недостаточно?
Если заверенной архивом копии завещания и архивной справки недостаточно, то как мне поступить в данной ситуации?
Здравствуйте,
Требование нотариуса соответствует Методическим рекомендациям по оформлению наследственных прав. Оно законно и обоснованно.
Методические рекомендации по оформлению наследственных прав (у тв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 25 марта 2019 г., протокол N 03/19)
11.2. При выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию нотариус путем истребования соответствующих доказательств проверяет наличие завещания (ст. 73 Основ). Такими доказательствами могут быть:
дубликат завещания, наследственного договора, выданный в соответствии со ст. 52 Основ;
Дальнейшие консультации возможны в чате на платной основе. Вы можете обратиться за разъяснением законодательства и судебной практики.
Приветствую Вас, Мария!
Если заверенной архивом копии завещания и архивной справки недостаточно, то как мне поступить в данной ситуации?
В соответствии со статьей 37 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года N 4462-1,
Должностные лица местного самоуправления, в ряде случаев вправе совершать ряд нотариальных действий, в том числе удостоверять завещания. Видимо в момент оформления завещания в Вашем поселении не было нотариуса.
Необходимо понимать, что все сведения о проведенных администрацией сельского совета действиях должны были быть направлены, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/dcfd0cab70e9e5d6400f52bbcb5f8620b0bda2a4/
В настоящее время существует так называемая информационная нотариальная система Российской Федерации (ЕИСН). В этом реестре хранятся всех нотариальных удостоверениях, в том числе о Вашем завещании. Обратитесь в единый реестр нотариата с официальным запросом. Вы можете это сделать, в том числе с помощью нотариуса, ведущего наследственное дело.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/f2f228b8ae29151f3e0190a1f9f8d5c45f5be22e/
Желаю удачи.
Николай, большое спасибо за полезный совет! Уточните, пожалуйста, следующий момент: насколько я помню, ЕИСН появилась в 2014 году. Если завещание было оформлено в 1998 году, то вносились ли сведения о нем в ЕИСН? Если нет, то правильно ли я вас поняла, что администрация сельского совета в любом случае передала сведения о завещании в нотариальную палату области? В 1998 году вряд ли были электронные документы и электронные подписи. Завещание на печатной машинке напечатано))
Если завещание было оформлено в 1998 году, то вносились ли сведения о нем в ЕИСН?Мария
Вы правы сведений до второй половины 2014 года в ЕИСН Вы не найдете.
Если нет, то правильно ли я вас поняла, что администрация сельского совета в любом случае передала сведения о завещании в нотариальную палату области?Мария
Да, администрация сельского совета в любом случае должна была передать сведения о завещании в нотариальную палату области.
Здравствуйте Мария!
В случае упразднения поселения его права, обязанности, имущество, архивы переходят в порядке правопреемства другому муниципальному образованию, например муниципальному району, в состав которого входило упраздняемое поселение.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статья 34. Органы местного самоуправления
И, обычно, есть такая услуга:
3. выдача дубликатов документов, хранящихся в архиве администрации… сельского поселения и свидетельствование их путем изготовления нотариальной надписи;
Вам необходимо обратится за дубликатом завещания.
Василий, спасибо за информацию. Я уже пыталась пойти по такому пути и, к сожалению, безрезультатно. Накануне я была в администрации городского поселения, являющего правопреемником того ликвидированного сельского поселения. Мне отказали в выдаче дубликата и даже в приёме заявления на основании того, что все дела ликвидированной организации сданы в архив и они к ним не имеют никакого отношения.
Правильно ли я вас поняла, что отказали мне неправомочно? Обязаны ли они были выдать мне дубликат?
Уточните, пожалуйста, как мне тогда поступить в моей ситуации, если получение дубликата невозможно?
Полагаю, что вы можете также обратиться в суд с истребованием от местной администрации дубликата завещания. Может к судебному заседанию дубликат и будет найден.