Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Ошибочно был выбран объект налогообложения на упрощенке
Добрый день!
Подскажите, компания была зарегистрирована в октябре 2014 года. Вместе с регистрацией было подано заявление о переходе на УСН, но ошибочно указали объектом налогообложения "Доходы". За период с 2014 по 2018 год отчетность сдавалась из расчета "доходы минус расходы" и налоговая ее принимала (в том числе была сдана отчетность за 2014 год с указанным объектом "доходы минус расходы", в конце которого была создана компания).
Во время камеральной проверки декларации ДиР за 2017 год, налоговики сделали запрос, почему применяется "доходы минус расходы" вместе указанного "доходы". Тут и обнаружили ошибку.
Компания занимается продажей товаров и форма налога "доходы" заведомо невыгодна. Если пересчитывать налоги по системе "доход", то столько денег и не найдется.
Подскажите, как быть?
Добрый день!
Мой ответ Вам вряд ли понравится, но по Вашей ситуации имеются разъяснения не в Вашу пользу
(Письмо Минфина РФ от 24.12.2007 N 03-11-04/2/314)
Вопрос: Организацией, созданной в 2005 г., принято решение о применении с момента начала деятельности (01.01.2006) УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов». Однако в заявлении о переходе на УСН был ошибочно указан другой объект налогообложения — «доходы». При обращении в 2007 г. в налоговый орган за уведомлением о возможности применения УСН организацией получено уведомление, в котором объект налогообложения обозначен как «доходы». Правомерно ли это?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2007 г. N 03-11-04/2/314
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения, исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Согласно п. 2 названной статьи Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г., вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, право на изменение ранее избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 Кодекса, предоставлено только налогоплательщикам, переходящим на указанный специальный режим налогообложения с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом подачи названного заявления.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с момента создания (регистрации), могут изменить объект налогообложения по истечении трех лет с момента начала применения упрощенной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.14 Кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
Здравствуйте, Иван. В июле этого года ВС РФ утвердил обзор судебной практики, в котором в том числе приведен пример «правильной» практики, когда организация подала уведомление о переходе на УСН с объектом доходы, а фактически применяла УСН (доходы минус расходы). К сожалению для Вас, ВС РФ поддержал позицию судов, посчитавших такие действия незаконным изменением объекта на УСН.
7. Выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода.
Хозяйственное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать недействительным решение налогового органа о доначислении налога по упрощенной системе налогообложения в связи с неправильным применением объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» вместо «доходы».
Как установил суд, после регистрации в качестве юридического лица общество направило в инспекцию уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, в котором в качестве объекта налогообложения указало «доходы». Однако фактически общество исчисляло налог в отношении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», ведя соответствующим образом книгу учета доходов и расходов, заполняя налоговые декларации.
Суд отказал в удовлетворении требований общества, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании пункта 2 статьи 346.14 Налогового кодекса, по общему правилу, выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, однако в течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Выбранный объект налогообложения указывается в уведомлении (пункт 1 статьи 346.13 Налогового кодекса).
Следовательно, законодательство о налогах и сборах, предоставляя налогоплательщикам право добровольного перехода на применение упрощенной системы налогообложения, возлагает на них обязанность выбора объекта налогообложения и уведомления налогового органа о выбранном объекте, который они не имеют права менять в течение налогового периода.
В связи с этим налоговый орган правомерно проверил соответствие применяемого объекта налогообложения выбору, сделанному налогоплательщиком при переходе на специальный налоговый режим, и доначислил недоимку по результатам проведенных мероприятий налогового контроля.
Постановлениями суда апелляционной инстанции и суда округа решение суда оставлено без изменения.
Вместе с тем, в этом обзоре есть и пример другой практики, на которую Вы можете ссылаться в своем споре с налоговым органом с учетом длительности работы в режиме УСН (доходы минус расходы) и отсутствием претензий со стороны налоговиков на протяжении нескольких лет. Это не совсем ситуация с неправильным выбором режима УСН, но на этот пункт можно ссылаться в обоснование фактического признания правомерного применения расходного УСН.
1. Налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
Вновь созданное хозяйственное общество (далее — общество) по окончании первого налогового периода своей деятельности представило в налоговый орган (далее — инспекция) декларацию по упрощенной системе налогообложения.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о неправомерности применения обществом специального налогового режима, поскольку уведомление о его использовании было направлено несвоевременно. В связи с непредставлением отчетности по общей системе налогообложения инспекцией также вынесено решение о приостановлении операций общества по счетам в банке.
Общество оспорило решение, вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки, и решение о приостановлении операций в арбитражном суде.
Суд удовлетворил заявленные требования, руководствуясь следующим.
Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса, не вправе применять этот специальный налоговый режим.
Вместе с тем налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса).
В данном случае общество фактически применяло упрощенную систему налогообложения (уплачивало авансовые платежи по данному налоговому режиму, не исчисляло и не уплачивало налоги по общей системе налогообложения, в том числе не предъявляло налог на добавленную стоимость контрагентам) без возражений со стороны налогового органа в течение всего первого налогового периода своей деятельности.
Получив сведения о нарушении срока направления указанного уведомления, инспекция не требовала от общества представления отчетности по общей системе налогообложения, а напротив — выставила требование об уплате авансового платежа по упрощенной системе налогообложения.
Таким образом, своим поведением в течение налогового периода налоговый орган фактически признал правомерность применения упрощенной системы налогообложения. Соответственно, инспекция утратила право ссылаться на положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в обоснование изменения статуса налогоплательщика.
Постановлением суда апелляционной инстанции и суда округа решение суда оставлено без изменения.
Также данный вывод поддержан судебной практикой (приведу выдержку)
Добрый день.
Спасибо за ответ.
А что по поводу:
https://www.eg-online.ru/artic...
А именно:
два судебных решения, в которых арбитры поддержали налогоплательщиков, — постановления АС Северо-Западного округа от 20.11.2017 № Ф07-12445/2017 и Центрального округа от 19.10.2017 № Ф10-4018/2017. Принимая решения в пользу налогоплательщиков, суды исходили из следующего. Заявление о переходе на «упрощенку» носит уведомительный характер и фактически констатирует волю и возможность налогоплательщика на применение специального режима. Переход на УСН является правом налогоплательщика, которое не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. При этом положения главы 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению, не оговаривают последствий пропуска срока на его подачу или при наличии в нем ошибки. Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Следовательно, источником информации об объекте налогообложения прежде всего является налоговая декларация.
----------
Все сданные организацией отчеты свидетельствуют о том, что выбор в сторону объекта налогообложения «доходы» был сделан ошибочно. Поскольку даже первая отчетность за 2014 г., когда была создана организация указана база «доходы минус расходы». (при учете, что организация не обязана была подавать налоговую отчетность за 2014 год, т.к. была создана в октябре 2014)