Разбил бутылку – доставай рулетку

Если случайно повредил товар в супермаркете
Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Случайно разбитая бутылка вина, банка с солеными огурцами, или коробка с посудой испортят не только поход в магазин, но и настроение на целый день. На громкий звон стекла точно сбежится полмагазина и все продавцы – внимания к вашей персоне уж точно не избежать. С вас, естественно, потребуют возмещения ущерба: мол, ты разбил, ты и плати. Логично? Логично! Но, совсем не всегда по закону…

А если мы скажем, что обязанность оплатить разбитую бутылку/банку/кружку несет не покупатель, а магазин?! Правда, только когда в этом есть объективно его вина. На нее-то и предстоит ссылаться, если не хочешь возмещать магазину ущерб. Давайте разбираться: если разбил бутылку в магазине, должен ли платить?!

Что говорит законодательство?

Вообще, конкретного ответа на вопрос, должен ли платить, если разбил кружку в магазине, законодательство не дает. Ключевым аспектом здесь является момент передачи товара покупателю, и вот почему.

Дело в том, что риск случайной гибели вещи, если иное не предусмотрено законом, несет ее владелец (ст. 211 ГК). Переход такого риска к покупателю осуществляется лишь после полноценного исполнения обязательств продавцом по договору купли-продажи (ст. 459 ГК). А сам такой договор между продавцом и покупателем возникает лишь после выдачи покупателю кассового или товарного чека (ст. 493 ГК).

Читайте также
«Авто под запретом»: куда бежать и что делать?

Получается, пока товар «дойдет» до кассы, риск его гибели понесет магазин, кто бы этот самый товар не повредил?! Складывается впечатление, что можно со спокойной душой гулять по супермаркету и «бить посуду»… Но это не так! Дело в том, что до выдачи кассового чека договора с вами в принципе не существует, а значит, в момент порчи имущества супермаркета вы не являетесь покупателем! А потому к сложившейся ситуации применяются общие правила о возмещении ущерба.

Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда (ч. 1 ст. 1064 ГК).

То есть, если вы причинили вред магазину, разбив бутылку или, скажем, коробку с посудой, вы все же должны его возместить. Но только, если в произошедшем действительно есть ваша вина. Если в повреждении товара есть вина магазина, возмещения можно и избежать.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ч. 2 ст. 1064 ГК).

Кто таки должен платить?

Исходя из вышесказанного, если разбила банку в магазине, должна ли платить зависит от того, кто в этом виноват. Но как определить наличие вины у покупателя? Только путем объективной оценки обстоятельств, которые и привели к порче имущества. Предлагаем рассмотреть всё на конкретных примерах.

Читайте также
К вам стучится Крокодил Гена: как принять на работу и не заплатить лишнего?

В каких случаях отвечает магазин?

Вот самый очевидный пример: вы передвигаетесь по магазину с тележкой. Заехав в отдел с детской едой вы обращаете внимание на слишком узкий для маневров проход между стеллажами, и не успев развернуться задеваете паллету с детским питанием. Вроде бы все понятно: сами зацепили, сами и платите. Но, не все так просто. Проверьте ширину между стеллажами – она, согласно п. 6.28 СП 118.13330.2012, должна быть не меньше:

  • 1,4 м для помещений до 100 м2;
  • 1,6 м для помещений до 150 м2;
  • 1,8 м для помещений до 400 м2;
  • 2,2 м для помещений свыше 400 м2.

Если ширина меньше, магазин не выполнил требования, а значит, можно с уверенностью перекладывать вину на него. А вот и другие случаи, когда не должен платить, если уронил бутылку в магазине в связи с тем, что:

  • проходы заставлены коробками и товаром, что усложнило проход;
  • товар расположен на полках неустойчиво;
  • в супермаркете из-за погодных условий или чрезмерного использования моющих скользкие полы;
  • товар упал на пол с ленты на кассе;
  • товар был уронен при передаче в руки покупателя продавцом-консультантом;
  • охрана магазина превысила свои полномочия и применила к покупателю силу и т.д.

В каких случаях платит покупатель?

Вина магазина, скорее, исключение. Куда чаще в порче товара будет виноват как раз покупатель. Это в том числе случаи, когда:

  • посетитель разбил товар по собственной неосторожности, после того, как взял его в руки (хоть и не хотел его разбить, но все равно не проявил необходимой осторожности и осмотрительности);
  • посетитель повредил товар из-за некорректного поведения в торговом зале, например, в результате драки, бега или состояния опьянения;
  • посетитель повредил товар намеренно, бросив его об пол, об стену, обрушив товары с полки или сразу целые стеллажи.

Но если даже ваша вина в порче товара очевидна, вы имеете право отказаться оплачивать товар сразу, как минимум до выяснения обстоятельств. А вообще, рекомендуем вам действовать в соответствии с представленным ниже алгоритмом – это повысит ваши шансы «отбиться» от претензий со стороны магазина.

Как избежать ответственности: пошаговый алгоритм

Итак, вы разбили бутылку дорогого вина. Или коробку с посудой за 10 тысяч. Или даже целый стеллаж. Вот, что вам нужно делать:

  1. Вызываем администратора или директора магазина. Разговор с охранниками или продавцами-консультантами вести бесполезно, у них правда одна, и она точно не на вашей стороне.
  2. Объясняем менеджеру ситуацию: ссылаемся на скользкий пол, узкие проходы, неправильную расстановку товара и прочие объективные обстоятельства, которые вас оправдывают. Возможно, вас плечом зацепил охранник или стеллаж толкнул неповоротливый консультант, а вы просто стояли рядом. Предлагаем просмотреть записи с камер, выслушать очевидцев и свидетелей (при их наличии).
  3. Совместно с менеджером составляем акт о порче имущества. В нем в произвольной форме описываем испорченный товар, его количество, а также указываем обстоятельства, при которых все это произошло. Если ваша версия расходится с версией магазина, указываем об этом в акте. ОБЯЗАТЕЛЬНО указываем на причины, которые повлекли порчу имущества: мокрый пол, узкие проходы и т.д. Фиксируем их предварительно на камеру телефона.
  4. Сообщаем менеджеру о своем ненамерении возмещать ущерб как минимум до судебного разбирательства. Если у администрации есть претензии, она может подать иск в суд и взыскать возмещение принудительно. Любезно предоставляем свои паспортные данные, адрес жительства и прочую анкетную информацию. Вежливо сообщите, что вы не согласны с точкой зрения администрации супермаркета и готовы будете компенсировать убытки только если ваша вина будет доказана судом.
  5. Покидаем магазин. Если охранники намерены задержать вас, вежливо отказываете им в их желании, ссылаясь на отсутствие у них каких-либо полномочий для этого. Если они намерены применить к вам силу – во-первых, просите предъявить удостоверение, во-вторых, напоминаете им об уголовной ответственности по ст. 203 УК за превышение полномочий. Все, естественно, снимаете на камеру телефона.
Обращаем внимание, что в вашем поведении, даже при наличии неумышленной вины в порче имущества магазина, состава административного или уголовного преступления нет. А потому и претензий со стороны правоохранителей быть не может – оснований для вашего задержания нет! Если товар разбит умышленно, посетителю угрожает ст. 7.17 КоАП – в этом случае задержание правомерно.

А еще можно пожаловаться!

Если во всей этой ситуации администрация, охранники и другие сотрудники супермаркета ведут себя некорректно, агрессивно, засыпают угрозами – не паникуйте и вежливо дайте отпор хамам, продолжая записывать все происходящее на камеру телефона. А еще вы можете:

  • вызвать полицию, сообщив о том, что вас принудительно удерживает охрана супермаркета;
  • оставить запись в книге жалоб, подробно описав ситуацию;
  • подать жалобу в Роспотребнадзор, причина жалобы – угроза, которую создают потребителям скользкие полы и неустойчивый товар на полках;
  • подать жалобу в прокуратуру на несоблюдение требований СП 118.13330.2012 в части ширины проходов между торговыми рядами.

Едва ли дело дойдет до суда. Вероятнее всего, магазин спишет испорченный товар, а про вас забудут уже через несколько дней. Все, правда, зависит от суммы причиненного ущерба, очевидности вашей вины в произошедшем и, естественно, настойчивости в отстаивании своих прав. Дадите решительный отпор, и от вас быстро отстанут. Дадите слабину, и вас заставят заплатить, даже если вы не виноваты.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Содержание

Что говорит законодательство?
Кто таки должен платить?
В каких случаях отвечает магазин?
В каких случаях платит покупатель?
Как избежать ответственности: пошаговый алгоритм
А еще можно пожаловаться!

Вам может быть интересно

Что делать, если нечем платить кредит
Для начала нужно оценить масштаб бедствия — и немного выдохнуть. Совсем избежать отдачи денег нельзя (если только не отказаться навечно от работы, имущества, а на жизнь зарабатывать продажей грибов, собранных вокруг землянки). Но абсолютно реально снизить платежи до посильных и спокойно жить дальше, получив ценный опыт обращения с чужими деньгами. В случае с банками опыт легко укладывается в один постулат:...
Бизнес со своими
Перед открытием своего дела всегда очень остро встает вопрос с кадрами: кого взять на работу? Совсем нового человека или довериться своему родственнику? В статье разберем плюсы и минусы такой работы. Текст подготовлен с учетом собственного опыта автора по совместной работе с роднёй. Плюс 1. Очень важным моментом является то, что вы давно друг друга знаете. Нет необходимости нанимать кадровика, самому...
Угроза для малоимущих: Минтруд хочет снизить прожиточный минимум
Даже если вы заметили снижение цен на некоторые группы социально-значимых товаров, еще рано радоваться. На днях Минтруд предложил установить прожиточный минимум за 4 кв. 2019 года в размере 10609 руб., что на 3,7% или 511 рублей меньше, чем в 3 кв. того же года. Всему виной – как раз удешевление овощей в связи с сезонным фактором. И все бы ничего, но к минимуму привязан МРОТ, пенсионные выплаты, детские...
Задержка зарплаты по-чёрному
У работодателя есть тысяча аргументов, чтобы обосновать сотрудникам задержку зарплаты: отсутствие свободной выручки, банковские выходные, день рождения жены… Что бы ни стало причиной задолженности, закон на стороне работника. Зарплата должна выплачиваться каждые 14 дней, не позже даты, указанной в трудовом договоре. Но что делать, если не заплатили, когда работал без договора, неофициально? По актуальным...
Страховые взносы для ИП 2025-2026: когда, кому и сколько
Предпринимателем быть сложно. Мало того, что ты сам несешь ответственность за собственный доход, сам за себя платишь налоги, так еще и обязательные страховые платежи – вынь да положь. Если ты наемный работник, эти платежи делает за тебя работодатель. У ИП работодателя нет, а потому и перечисления он делает самостоятельно, за собственный счет. Сумма таких перечислений, к слову, отнюдь не маленькая,...
Устав ООО — нюансы, спасающие бизнес
С появлением юридических лиц, основанных на совместном управлении несколькими людьми, то есть с корпоративной формой управления, всё чаще стали возникать вопросы – а как управлять и что делать, если дружбы больше нет, а бизнес остался. Законодатель серьезно взялся за этот вопрос, но оставил для тех, кто желает быть акулой бизнеса, просторное поле для творчества. Так где же это поле и как на нем творить...