Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Чтобы документ, созданный в электронной форме, имел юридическую силу, его необходимо заверить электронной подписью (ЭП).
ЭП является полным аналогом подписи в документе, оформленном на бумажном носителе. Если подлинность обычной визы определить несложно, то как быть с ее электронным вариантом? В статье вы найдете подробный ответ на этот вопрос.
Виды электронной подписи
ЭП представляет собой информацию в цифровом виде, которая прикрепляется к визируемому электронному документу. Существует электронная подпись двух видов:
- Простая. Создается с помощью кодов и паролей, проверить ее подлинность не представляется возможным, поскольку она поддается взлому. По этой причине ее используют при утверждении внутренних корпоративных документов, в деловой переписке, а также при оказании государственных услуг.
- Усиленная. Она формируется с помощью метода криптографического шифрования и надежно защищена от несанкционированного вмешательства. Делится на два типа: неквалифицированную и квалифицированную. Первая по сфере применения мало чем отличается от простой ЭП, но ее нельзя использовать при получении госуслуг. Вторая создается с помощью устройств, прошедших сертификацию в ФСБ РФ, ее можно использовать при подаче документов в официальные контролирующие органы, а также для участия в электронных торгах. Потому усиленные электронные подписи требуют проверки на подлинность.
Простая ЭП содержит информацию только о подписанте, а усиленная способна показать, какие изменения вносились в документ после его утверждения.
Сертификат ключа проверки электронной подписи
Выдается удостоверяющим центром в бумажном или электронном виде, служит подтверждением принадлежности усиленной электронной подписи определенному лицу. Содержит два ключа:
- Закрытый. С его помощью создается ЭП, он является секретной информацией, которую владелец электронной подписи не должен сообщать третьим лицам.
- Открытый. Неразрывно связан с закрытым ключом и предназначен для проверки подлинности ЭП.
Каждый сертификат имеет реквизиты: уникальный номер и срок действия. Документ содержит данные о своем владельце, удостоверяющем центре, который его выдал, устройстве для создания ЭП.
Сертификат ключа проверки электронной подписи может выдаваться в бумажном формате и электронном виде. Во втором случае получатель вправе потребовать его заверенную копию на бумаге.
Как проверить электронную подпись
Установить подлинность ЭП можно несколькими способами:
- С помощью специально разработанного программного обеспечения, например, «Крипто АРМ». Для этого надо приобрести ПО на сайте разработчика или воспользоваться бесплатной версией, которая имеет ограниченный функционал, вполне достаточный для проверки электронной подписи.
- На сайте государственных услуг в режиме онлайн. Самым простым способом определения подлинности ЭП является проверка ее сертификата. Для этого надо загрузить его электронную версию в специальную форму на сайте.
- Используя интернет-сервисы, которых в сети несколько. Большинство из них являются удостоверяющими центрами, поэтому услуга ничего не будет стоить.
Проверять на подлинность можно как саму электронную подпись, так и ее сертификат. В обоих случаях вы получите нужный результат.
Резюме
Электронная подпись применяется для придания виртуальным документам юридической силы. Она бывает простой и усиленной. Установить подлинность первой невозможно, а для проверки второй удостоверяющими центрами выдается сертификат, который содержит ключ проверки ЭП.
Определить аутентичность электронной подписи можно несколькими способами. Основными являются: применение специального программного обеспечения, использование сайта госуслуг или других интернет-сервисов.
Если вы столкнулись с подделанной или взломанной ЭП, обратитесь к нашим профессиональным юристам. Они подскажут, что надо делать в такой ситуации.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Наша организация аккредитована на электронной площадке ЕЭТП,в результате торгов подписаны договора с помощью электронной подписи.Обязаны ли мы,как поставщики услуги,подписывать акт приемки-сдачи выполненных работ также электронной подписью или можно подписать акт в бумажном виде.К системе ЭДО Росинвойс площадки ЕЭТП Заказчик не подключен.
Здравствуйте, Наталья!
Насколько я знаю функционал федеральных электронных торговых площадок не позволяет подписывать в системе иные документы, кроме заявок на торги, контракты, протоколы разногласий и протоколы согласования разногласий.
Поэтому даже при желании подписать акт ЭЦП у вас не получиться.
Можете подписывать акт в письменной форме.
Желаю удачи!
Не совсем с Вами согласна, например, на эл.площадке ЭТП Сбербанк-АСТ исполнение контракта подтверждается Актом выполненных работ, подписанный с помощью ЭП, а вот на ЕЭТП -да, исполнительная документация через площадку не проходит.
Закон не запрещает Вам подписать акт в письменной форме на бумажном носителе
Конечно никто не запрещает подписать акт выполненный на бумажном носителе, но если есть техническая возможность подписать с помощью ЭЦП, то лучше это тоже сделать.
Я несколько месяцев не работала на площадках, поэтому могу ошибаться. Когда работала такой возможности не было.
если ЕЭТП не дает возможности подписать акт, то его можно подписать в письменном виде.
Желаю удачи!
Здравствуйте. На портале "Мой Арбитр" вступили в действие новые правила.
_____________________________________________________
"Обращаем внимание, что каждое приложение к документу необходимо прикреплять в виде отдельного файла. •Приложения в форме электронных образов допускаются в формате PDF.
•Приложения в форме электронных документов допускаются в форматах:
- PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT — для документов с текстовым содержанием;
- PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF — для документов с графическим содержанием.
•Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.
•Наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём. "
_____________________________________________________
При подаче искового заявления в суд я его подписываю эл. подписью. А когда я прилагаю решения ФАС и другие подобные документы, их что, тоже мне своей подписью подписывать?
Здравствуйте!
Да, поскольку это приложения — их также подписывайте ЭЦП.
С Уважением, Надежда.
Надежда, спасибо за ответ!
А в качестве подписантов я указываю себя или лиц, которые подписали документ?
Добрый день.
Сейчас есть масса разных сервисов для создания электронных подписей и использования их для подписи документов. С точки зрения проверяющих организаций - налоговой и про. - договор с такими электронными подписями является законным? Какие требования к таким подписям и как понять - будет ли такая подпись законной?
https://geektimes.ru/post/166219/ - здесь допустим идет обсуждение одного из таких сервисов - но сложно понять, законна ли такая форма подписания договора и не потребуют ли налоговая или еще какой-нибудь проверяющий орган "оригинал" договора, подписанный от руки.
Спасибо.
Для ответа на вопрос нужно обратиться к соответствующему ФЗ
Здравствуйте, Максим!
Все требования, которые установлены для электронной подписи, определены Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Статья 5. Виды электронных подписей
1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — квалифицированная электронная подпись).
2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи.
4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.
Документы, подписанные электронной подписью, приравнены к официальным документам, подписанным собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях.
По поводу факсимиле четкого урегулирования не имеется. Но в налогах и бухгалтерии подобное использовать нельзя. Так как первичные документы принимаются к учету при наличии обязательных реквизитов к числу которых относится и личная подпись.
Максим, добрый вечер! К сказанному коллегами добавлю, с учетом приведенной ссылки, сто согласно ст. 7 Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
По сути в ссылке речь идет о факсимиле а не о электронной подписи, которая не имеет ничего общего с визуальным воспроизведением настоящей подписи. Для того чтобы документы, подписанные электронной подписью могли без проблем приниматься той же налоговой необходимо использовать подпись и сертификат, выданные аккредитованным Минкомсвязи удостоверяющим центром
Если говорить о квалифицированной ЭП, то согласно
ст. 11 63-ФЗ
Что касается простой ЭП то тут требования менее жесткие и зависят от договоренностей участников электронного документооборота
ст. 9
Для предоставления отчетности в налоговую факсимиле точно не подойдет, потребуется квалифицированная ЭП выданная аккредитованным удостоверяющим центром
Письмо Минфина России от 13.01.2016 N 03-03-06/1/259
Здравствуйте, Максим! В дополнение к консультациям юристов прилагаю информацию об электронной подписи и электронных документах из журнала " Главная книга "
Добрый день!
Коллеги уже привели необходимый нормативный материал. Но если Вам не вполне ясно, что именно имеет в виду закон под электронной подписью, то постараюсь объяснить простыми словами.
Электронная подпись — это не визуальное отображение Вашей собственноручной подписи, как описано в Вашей ссылке. Это либо пароль, который соотносится с логином (простая подпись), либо пара криптографического открытого и закрытого ключа (способ шифрования).
То, что предлагается по ссылке, в принципе, вполне легитимно, если стороны договорились, что такого рода визирование признается сторонами юридически значимым. И как верно указали коллеги, здесь все аналогично фиксимиле. Опять же, если речь об отношенях с иностранной компанией, то применимым правом скорее всего является иностранное право, которое вполне может допускать именно такой способ подписания и квалифицировать его как электронную подпись.
То, что потребует налоговая, важно для Вас в зависимости от того, для каких целей этот документ нужен налоговой. Например, если Вы работаете на УСН 6%, то договор для налоговой не сверхважен, ей важно чтоб Вы со всех полученных денег платили налог, т.к. применяется кассовый метод. А, например, подписывать счет-фактуру необходимо исключительно квалифицированной электронной подписью, т.е. подписью, которая соотносится с сертификатом проверки подписи, который выдан специальной организацией (УЦ), которая аккредитована ФСБ.
Маленькое уточнение - по договору используются не счета-фактуры а акты приема работы. Т.е. налоговая может потребовать подписанные "живой" подписью акты?
Это зависит от Вашей системы налогообложения, как я говорил, и того, кем Вы являетесь — получателем услуги или тем, кто ее оказывает.
Если акты налоговой действительно нужны, то тут нужна живая подпись либо квалифицированная электронная подпись. Конечно, подпись, которая описана по ссылке — это не более чем копия собственноручной подписи наподобие факсимиле, наша налоговая такое не поймет.
Точнее, на актах может быть кроме квалифицированной, еще и неквалифицированная подпись, а также, чисто теоретически, и простая, но для их использования надо соблюсти ряд довольно серьезных требования законодательства, а именно — согласовать ряд условий использования таких подписей сторонами.