Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Право выбора
Добрый день! Подскажите, пожалуйста.Ситуация такая:я хожу в магазин, где работает кассиром моя родственница.В этом магазине существуют стандарты для продавцов и кассиров, что они не могут обслуживать родственников и меня все время просят пройти на другую кассу.Вопрос такой:имеют ли они право диктовать мне, на какую кассу я должна идти, т.к. стандарты магазина к покупателям не имеют никакого отношения.Почему я должна подчиняться этим стандартам.Что нужно сделать в такой ситуации?Почему мне указывают, где я должна пробить свой товар.Заранее спасибо.
Вопрос такой: имеют ли они право диктовать мне, на какую кассу я должна идти, т.к. стандарты магазина к покупателям не имеют никакого отношения.Почему я должна подчиняться этим стандартам.Что нужно сделать в такой ситуации? Почему мне указывают, где я должна пробить свой товар.Заранее спасибо.
Татьяна Гусева
Добрый день Татьяна! Безусловно в силу закона данное требование нарушает ваши права и является недействительным!
Вытекает это из статьи 426 Гражданского Кодекса РФ и статьи 16 Закона о защите прав потребителей:
Статья 426. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией иустанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
В такой ситуации вы можете просто сказать, что они не имеют право вам отказать покупать там где вы хотите и если они все таки заставят кассира что то не продавать вам- постарайтесь данный факт зафиксировать, обязательно напишите в жалобной книге и обратитесь с жалобой в роспотребнадзор! После такого «прессинга» я думаю они не станут вам препятствовать!
Татьяна, добрый день.
Нет, работники магазина таким правом не обладают и на Вас их внутренние «документы» не распространяются. У Вас существует право выбора любой кассы и только по каким то техническим причинам (поломка и пр.) Вас могут направить для оплаты товара в другую кассу. Кассир, не имеет права Вам отказать в оплате товара и он не может быть наделен правом/обязанностью выбора покупателей (за иск. законодательно установленных ограничений по продаже алкогольной продукции, табака и пр.). В Вашем случае, посещая магазин, приобретая и оплачивая товар, Вы тем самым заключаете с магазином публичный договор купли-продажи товара. В п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ говорится, что:
«1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами».
Момент оплаты Вами товара и есть момент заключения данного публичного договора купли-продажи.
С уважением,
Бабанин В.В.
Спасибо за подробный ответ!