Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Кто должен заключать договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов, арендодатель как собственник помещения или арендатор как собственник этих отходов?
В договоре аренды нежилого помещения не урегулирован вопрос вывозы мусора. Кто должен заключать договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов, арендодатель как собственник помещения или арендатор как собственник этих отходов?
Добрый день, Артём.
Если договором не предусмотрено иное, т.е. собственник (Арендодатель) не взял на себя эту обязанность, то в силу п. 1 и п. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» именно Арендатор, как собственник отходов должен заключить Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
-
С уважением, Шестериков Александр
Здравствуйте!
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Все это указано в ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» .
Собственником твердых коммунальных отходов в данном случае является арендатор, именно в процессе его деятельности образуются отходы, если в договоре аренды (ст.606 ГК РФ) не указано, что это обязанность собственника заключить договор на вывоз ТКО.
Здравствуйте, Артем!
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» гласит:
8.1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее — нежилые помещения), и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Т.е либо арендатор сам заключает договор, либо делегирует эту обязанность арендодателю с обязательным прописыванием данного момента в договоре аренды.
Разъяснения были даны в Письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 июля 2020 г. N 25-47/17005 «О порядке заключения договора с региональным оператором»
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
2. Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила N 1156, постановление N 1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором.
3. Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
4. Пунктом «в» части 8(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
5. Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156 (далее — типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Таким образом, в договоре аренды можно прописать кто будет заключать договор с региональным оператором — собственник, либо арендатор. Императивных норм, указывающих на заключение договора по ТКО исключительно с собственником нежилого помещения закон не содержит
По общему правилу в соответствии с ч. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Т.е. договор на вывоз ТКО должен заключить с региональным оператором именно собственник вывозимых ТКО, т.е. арендатор помещения, а не его собственник (в случае. когда помещение сдается в аренду).
Согласно п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156,
договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Однако в договоре аренды стороны могут предусмотреть иные условия: например, договориться о том, что договор на вывоз ТКО заключает арендодатель (собственник помещения), а расходы по оплате за вывоз ТКО из арендованного помещения оплачивает арендатор непосредственно арендодателю, или может быть предусмотрено, что данные расходы по оплате за вывоз ТКО могут входить в состав переменной части арендных платежей.
Так, согласно ст. 210 ГК РФ
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ
арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Т.е. указанные нормы являются диспозитивными, т.е. стороны могут в договоре аренды установить, кто из сторон договора (арендатор или арендодатель) будет обязан заключить договор на вывоз ТКО, кто и каким образом будет нести расходы по оплате услуг по вывозу ТКО из арендованного помещения.
Однако если в договоре аренды указанные обязанности между сторонами не распределены, именно арендатор как собственник отходов, должен заключить договор на вывоз ТКО, т.к. как указано в письме Минприроды России от 09.07.2020 N 25-47/17005 «О порядке заключения договора с региональным оператором»
вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Если договор на вывоз ТКО не будет заключен, ЮЛ или ИП, ответственный за заключение такого договора, может быть привлечен к адм. ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Эта позиция неверная. Если заключен договор аренды и в нем не предусмотрено о такой обязанности арендодателя, то договор на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами заключает арендатор как собственник отходов.