Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Что я обязан сделать по закону?
У меня есть веб-сервис, на котором есть оплата онлайн. Один пользователь завёл в сервис 8000 рублей транзакциями по 1000, 1000, 5000, 1000. И несколькими неудачными транзакциями.
Потом он написал, что хочет вернуть деньги, но на другую карту, потому что эта заблокирована уже.
Что я обязан сделать по закону? Могу я по закону сказать, что деньги могу вернуть только на ту карту, с которой было списание (у меня есть техническая возможность вернуть именно на ту карту, а точнее на банковский счёт, к которому привязана карта)
Я боюсь, что я ему сейчас с расчётного счёта переведу на другую карту. А потом ко мне придёт полиция и вообще скажет, что это я украл деньги у кого-то
Здравствуйте. А Вы официально работаете, что за сервис? Деньги куда приходят? Именно Вас на р/с? по закону клиент может просить вернуть туда, куда пожелает по сути. Запрета на перечисление третьим лицам нет. Единственное, что можно просить со стороны клиента сделать, чтобы себя обезопасить — это направить такую просьбу от клиента письменно по почте с приложением документа, подтверждающего его личность. Чтобы да действительно потом не было с его претензии о том, что Вы самостоятельно перечислили средства неизвестно кому. Ст. 10 ГК РФ
5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Здравствуйте! В законодательстве нет требований по возврату денег именно на ту карту с которой были внесены средства. Возврат должен осуществляться на основании заявления о возврате с указанием паспортных данных и номера расчетного счета карты, куда необходимо вернуть деньги. Если будет заявление подписанное клиентом, то претензий никаких не будет. Попросите написать такое заявление и переслать по электронке, а оригинал направить почтой. Также подписать документ можно ЭЦП. Доказательством правомерности отправления по указанному счету может быть также и переписка.
Далее продолжу.
Законодательство допускает осуществить возврат средств по соглашению сторон, любым доступным способом.
В соответствии с Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Доброго времени суток.
В принципе, вам можно вернуть денежные средства и на другую карту, если она открыта на данного же покупателя. Вот разъяснения ЦБ РФ <Письмо> Банка России от 01.08.2011 N 112-Т «О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платежной карты» (legalacts.ru)
Для этого попросите составить заявление, приложить копию паспорта, реквизиты новой карты, с указанием фамилии и имени.
А так, можно конечно подозревать обналичивание денежных средств или их легализацию ст.174 УК РФ
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
Вполне возможно, что полиция будет работать с вами, как свидетелем финансовых операций, но сумма слишком мала.
Насчет кражи денежных средств вами — сейчас такой практики не имеется. И вряд ли стоит опасаться.
Если у вас остались вопросы по консультации, вы вправе обратиться в чат
Сергей, доброго утра!
Вы совершенно правы. Имеет смысл и техническая возможность вернуть вам деньги именно на ту карту, с которой была осуществлена вам транзакция. Так как возможно ваш клиент занимается отмыванием денег, в нарушение требования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ, ст. 1.
Кроме того, отмывание денежных средств в РФ является преступлением и предусмотрена ответственность по статье 174 Уголовного кодекса РФ.
Предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.
В связи с чем, вам стоит сообщить клиенту, что у вас не имеется технической возможности вернуть деньги, вы не отказываетесь вернуть, на карту с которой произведен платеж. Сообщение клиенты вам следует скринить, если вы его отправите электронным образом через сеть интернет и удостоверить у нотариуса, на случай продолжения общения с клиентом. Либо сообщить в письменной форме на бумажном носителе с описью вложения, сохранить свою опись и квитанцию почты России.
Вам не нужны проблемы с правоохранительными органами и вы не хотите быть соучастником преступления.
Далее я дополню свой ответ.
Я продолжаю вам свой ответ.
В ответе вы должны дать понять, что вы не отказываетесь от возврата денег, но опасаетесь нарушить законодательство РФ.
Нужно понимать, чем клиент мотивирует получение возврата денег. Какие причины у него есть для этого. Если он ошибочно зачислил деньги несколько раз подряд, то выглядит сомнительно его ошибка.
Так же важно понять, были ли у вас договорные отношения. Письменные или договор оферты. Есть ли у вас на сервисе Правила или Пользовательское соглашение, что прописано в них. По общему правилу, ваш клиент как владелец излишне перечисленных денежных средств вправе требовать от вас их возврата при отсутствии договорных или иных обязательств перед получателем платежа.
Данное правило предусмотрено в ГК РФ Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение.
Статья 1102 ГК РФ может быть применена и порождает правовые последствия, если у вас с клиентом не было договорных отношений.
Далее я продолжу свою консультацию.
Я продолжаю вам свою консультацию.
Выходом из сложившейся ситуации может быть заявление клиента на возврат денег. Предложите клиенту написать вам заявление на возврат. Заявление предложите удостоверить у нотариуса, что бы нотариус удостоверил личность клиента, его заявления. Тогда можно вам вернуть деньги, получив заявление о возврате удостоверенное нотариусом. Если заявление будет от иного лица, вы в свою очередь сможете вернуть возвращенные деньги, на основании той же ст. 1102 ГК РФ. Предложите в заявлении указать ФИО клиента, реквизиты для платежа, просьбу о возврате и основания.
Прикрепляю вам образец заявления, который вы можете предложить своему клиенту
Далее я продолжу свою вам консультацию.
Добрый день.
Вам ничего не препятствует осуществить возврат денежных средств на счет, к которому привязана карта, с которой производилась оплата.
Банковская карта представляет собой лишь средство осуществления операций по счету. Поэтому последствие ее блокировки — ограничение одного из способов доступа к счету. При этом клиент вправе осуществить любые операции по счету через отделение банка.
Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» также отмечает, что предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных (дебетовых) карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета.
Клиент совершает операции с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт по банковскому счету, открытому на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, заключаемого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Банковская карта представляет собой лишь средство осуществления операций по счету.
Таким образом, блокировка банковской карты не приводит к ограничению операций по банковскому счету, к которому она выпущена.
При проведении транзакции Вам может быть известен номер банковского счета клиента, к которому была привязана данная карта, что не препятствует обратному возврату средств на указанный банковский счет.
В соответствии с указанием Банка России от 09.12.2019 N 5348-У «О правилах наличных расчетов»
Участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, на следующие цели:
возврат денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
Что предполагает проведение Вами расчетов в безналичной форме, поскольку оплата производилась в безналичном порядке, то возврат средств за него осуществляется также в безналичном порядке путем перевода суммы возврата на банковский счет получателя.
Также я бы пока воздержался от ссылок на Закон РФ «О защите прав потребителей», как минимум по следующим причинам.
Из Вашего вопроса не следует какая услуга и кому — физическому лицу или ИП была оказана, равно как не понятно для каких целей она предоставлялась.
В отсутствие указанной информации нет оснований говорить, что у Вас имеют место договорные отношения с потребителем — физическим лицом, который приобретает товар (услугу) для личных, семейных, бытовых и т.п. нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Более того, не известно в связи с чем был произведен платеж — за покупку товара или оказываемую услуг.
Но при этом юристы без достаточных оснований, навязывают Вам применение конкретных статей Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе в части, возврата средств за товар ненадлежащего качества, как
например,
в силу ст. 22 ФЗ «О ЗПП»
Васев Олег
или
В соответствии с Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Троянов Артем
или
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в его ст. 31, — регламентирует сроки возврата денежных средств за неоказанные услуги, это — 10 дней с момента предъявления соответствующего требования.
Попов Павел
Хотя изначально, что является правильным, стоило бы выяснить за что производилась оплата на Вашем веб-сервисе, какой статус у плательщика и для каких целей им производилась оплата?
Лишь только получив информацию о то, что плательщик покупал товары или заказывал услуги для личных нужд, в связи с чем произвел платеж можно в силу прямого указания в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» — делать ссылку на него.
Далее уже выяснять детали причин отказа — был ли это отказ от товара ненадлежащего качества или был просто отказ от оказанной услуги.
То же самое касается и сроков возврата средств.
По общему правилу изначально тут применяется ст. 314 ГК РФ — которая определяет, что
2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательстводолжно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении
При этом ни указанная норма, ни закон РФ «О защите прав потребителей» не определяет способ осуществления возврата средств.
Обязательство нужно исполнить способом, который вы согласовали в договоре. Если в договоре способ не указан, он может быть установлен законом
А следовательно, Вам стоит руководствоваться ст. 312 ГК РФ
1. Если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования.
И в этой связи Вам ничего не мешает заявить требования о том, чтобы получатель средств представил доказательства того, что он фактически производил их оплату — в частности, данные счета открытого на его имя, а также данные счета с которого была произведена оплата, копию его паспорта.
Если есть сомнения в этом Вы можете произвести возврат, на счет с которого была произведена оплата, руководствуясь ст. 309 ГК РФ
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
К числу обычных требований как раз и относится возможность зачисления средств на банковский счет плательщика исходя из указанного выше Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П
Деньги Вы в любом случае должны вернуть. Если услуги для личных нужд, то должны вернуть в течение 10 дней в силу ст. 22 ФЗ «О ЗПП»
И срок будет идти с момента заявления такого требования, сделанного любым образом. Но перестраховаться и запросить письмо с живой подписью и документом о личности было бы не лишним.