8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Каверзный вопрос по пониманию законов

Вопрос касается моего предыдущего вопроса о отключении электроэнергии. Большое спасибо Сергею Быкову и Ольге Степановой(не понятно, как оставлять отзывы). Если сопоставить Ваши два ответа, то согласно ч.3 ст.426 Гражданского кодекса ТСЖ не имеет права самостоятельно отключать элекроэнергию(только по решению суда). Согласно постановлению правительства №307 от 23.05.2006 все же имеет(с оговорками). Получается, что все же имеет? Или нет? Если я правильно понимаю, Постановление входит в противоречие с Гражданским кодексом? Пужалуйста, поясните. Заранее большое спасибо за ответ.

, Владимир, г. Краснодар
Сергей Быков
Сергей Быков
Юрист, г. Москва

Согласно п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Данная норма регулирует вопросы ЗАКЛЮЧЕНИЯ договора.

Ограничение/приостановление предоставления коммунальных услуг - мера воздействия на потребителя в рамках уже заключенного договора. То есть Постановление Правительства от 23.05.2006 №307 регулирует вопросы ИСПОЛНЕНИЯ договора, ответственности его сторон, их прав и обязанностей, а не заключения договора о предоставлении коммунальных услуг.

Таким образом, п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ и раздел X Постановления Правительства от 23.05.2006 №307 не противоречат друг другу, так как имеют различный предмет регулирования.

1
0
1
0

Верховный суд считает правила об ограничении/приостановлении коммунальных услуг соответствующими действующему законодательству. Привожу определение ВС РФ от 16 июля 2009 г. N КАС09-310.


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2009 г. N КАС09-310

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Пирожкова В.Н., Меркулова В.П.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мокиной Татьяны Дмитриевны о признании недействующими подпункта "д" пункта 50, подпункта "а" пункта 80, пунктов 81, 82, 83 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,
по кассационной жалобе Мокиной Т.Д. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 мая 2009 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 50, подпунктом "а" пункта 80 Правил исполнитель имеет право приостановить или ограничивать в порядке, установленном разделом X данных Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.
Согласно пункту 81 Правил, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 данных Правил.
Пункт 82 Правил определяет, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений, пункт 83 Правил предусматривает при ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.
Мокина Т.Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "д" пункта 50, подпункта "а" пункта 80, пунктов 81, 82, 83 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Жилищному кодексу РФ, который не предусматривает возможность приостановления или ограничения в предоставлении коммунальных услуг гражданам, чем нарушает ее права потребителя.
Верховный Суд Российской Федерации постановил указанное решение.
В кассационной жалобе Мокина Т.Д. просит об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным. В кассационной жалобе ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно: подпункт "д" пункта 50, подпункт "а" пункта 80, пункты 81, 82, 83 положения которых оспариваются заявительницей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 в соответствии с полномочиями, предоставленными ему частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, п. 2 статьи 1 Закона РФ "О защите прав потребителей", пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят компетентным федеральным органом исполнительной власти - Правительством Российской Федерации.
Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 23, 5 июня 2006 г., в "Российской газете", N 115, 1 июня 2006 г.
В ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной торговли купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Подпунктом "д" пункта 50 Правил установлено право исполнителя приостановить или ограничить подачу потребителю определенных видов коммунальных услуг: горячей воды, электрической энергии и газа.
Подпунктом "а" пункта 80 Правил установлено право исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 81 Правил, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 данных Правил.
Пункт 82 Правил определяет, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2-х календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности.
Согласно пункту 83 Правил при ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.
Вывод суда о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств, обоснован.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Гражданского кодекса РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства РФ относит утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (ст. 21) и, следовательно, допускает применение таких мер ответственности за нарушение обязательства, как приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг за нарушение обязательств.
Таким образом, как правильно указано в решении суда первой инстанции, Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере регулирования данных правоотношений, в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг издало оспариваемые Правила, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе и обстоятельства, наступление которых влечет прекращение, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
При таких данных вывод суда о том, что оспариваемые положения Правил не противоречат законодательству Российской Федерации, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав и законных интересов граждан, в том числе и заявительницы, как потребителей, обоснован.
Суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и на которую ссылается заявительница, обязанность должника по уплате пени за несвоевременно или не полностью внесенную плату за коммунальные услуги, не исключает возможность установления в Правилах обязательных при заключении и исполнении публичных договоров норм, регламентирующих применение исполнителями ответственности в виде приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг за нарушение гражданами обязательства по договору.
Ссылка в кассационной жалобе на неправильное применение судом п. п. 2, 3 ст. 328 Гражданского кодекса РФ и отнесение Федерального закона "Об электроэнергетике" к категории подзаконного акта ошибочна.
Каких-либо новых доводов, которые бы не были изложены Мокиной Т.Д. суду первой инстанции и которые бы не получили должную оценку в решении суда, кассационная жалоба не содержит.
Вывод о законности оспоренного (в части) нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мокиной Т.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
В.Н.ПИРОЖКОВ
В.П.МЕРКУЛОВ

1
0
1
0
Ольга Степанова
Ольга Степанова
Юрист
Эксперт

об условиях  публичного договора также  оговорено ст.426 ГК Рф , которая тесно связана со ст. 540 ГК РФ , где говорится что договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. А публичный характер заключается в том, что отказать в заключении  такого договора,это значит отказать в предоставлении услуги – нельзя (недопускается).

Далее в п.п.ст. 546 ГК РФ  ( Изменение и расторжение договора энергоснабжения)

2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

 О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

3. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Иного ограничения подачи энергии  не прописано в законе

Думаю налицо  юридическая коллизия.

Гражданский кодекс  РФ – закон.

Постановление Правительства РФ – подзаконный акт.

Между законом и подзаконным актом - применяется закон, поскольку  закон обладает высшей юридической силой.

Далее мы знаем, что нормативные акты, противоречащие законам, не применяются.

Исходя из правовой аксиомы  Постановление Правительства РФ от N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» противоречит нормам ст. ( ст. 426, 546 Гк РФ)   Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тем интереснее, что в п.81 Постановления оговаривается « 81. Если иное не предусмотрено федеральными законами……, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг»

А п.84. Постановления чудит  – «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора».

1
0
1
0

Понятно,  ВС РФ признал подзаконный акт выше закона(.

Вот так и живем, что там еще остается - Президиум ВС РФ, Страсбургский суд по правам человека.

Не будем «бодаться» с Сергеем, это юрид. кухня тут у каждого свои  аргументы,  тем более, что пробелов и коллизий в праве предостаточно.

Если формально, то действительно вроде как ссылка  на Постановление № 307  напрашивается в ответе на вопрос, но противоречие налицо.

Конечно чиновники -  ТСЖ и энергоснабжающая организация  будут руководствоваться  только пунктами Постановления №307, а как же   иначе (!) как же - пролоббировали свои интересы, закрепили их в Постановлении,  прописали санкции, не хочешь подчиняться - оставайся без света и ходи по судам.

И даже Кассационная коллегия  ВС РФ будет на стороне Правительства РФ(

Этот комментарий вышел за формат консультации, но у юристов нет возможности отвечать на оценку с комментариями, где в том числе, пользователи задают вопросы и просят дальнейших пояснений.   

0
0
0
0
Похожие вопросы
Медицинское право
Вот в чем вопрос, можно ли вернуть квартиру по закону обратно собственнику?
Здравствуйте,приобрели квартиру 1.5 месяца назад с мужем ,в браке ,за наличку во вторичке . Нам не нравится шумоизоляция и когда идет дождь с потолков и по обоям все капает .Вот в чем вопрос,можно ли вернуть квартиру по закону обратно собственнику?
, вопрос №4157358, Екатерина, г. Москва
1000 ₽
Вопрос решен
Гражданское право
Как я могу защитить себя и какие законы могут мне помочь?
Здравствуйте! Я заключил договор с университетом (поступил в магистратуру) - договор я прикреплю к вопросу. Отучившись 1 год, я перестал платить университету деньги. Я невнимательно прочитал договор и думал, что я буду отчислен за неуплату. Несколько лет я не заходил в личный кабинет (обучение осуществляется дистанционно). После этого в 2023 году получал письмо о том, что я в списках к отчислению (приложил у вопросу). Я думал, что после этого я не должен оплачивать учёбу. Однако университет недавно (в 2023 году) прислал уведомление о том, что мне всё еще начисляется сумма за обучение, и даже дополнительные пени. Фактически я не получал никаких услуг, и был уверен, что университет разорвёт договор со мной из-за неуплаты. Как я могу защитить себя и какие законы могут мне помочь? Большое спасибо!
, вопрос №4157364, Илья, ст-ца. Тбилисская
Социальное обеспечение
N° 224-03 "0 внесении изменений в Федеральный закон "0 дополнительном ежемесячном материальном обеспечении
Имеет ли право на дополнительное ежемесячном матернальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 13 юня 2023 г. N° 224-03 «0 внесении изменений в Федеральный закон «0 дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающнеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» работающий тренер пенсионного возраста, воспитавший олимпийского чемпиона.
, вопрос №4156994, Ксюша, г. Москва
886 ₽
Защита прав потребителей
Какие законы они нарушают и нарушают ли?
Недавно открывшийся ТЦ проводит акцию, суть в том что необходимо потратить в ТЦ 10000 рублей и затем обменять чек на купон для учасия в розыгрыше. Сотрудники ТЦ (администратор, маркетолог) отказывются принимать электронный чек, требуя только физическй. Ссылаются на пункт правил акции, об онлай покупках. У меня вопрос, если электронный кассовый чек и физический по закону равносильны (это ведь так?), то законно ли отказывать в участии в акции, ведь условия получения купона фактически выполнены. Какие законы они нарушают и нарушают ли? И куда на это жаловаться, спасибо!
, вопрос №4156513, Никита, г. Тюмень
Все
Такой вопрос интересный Есть ли закон запрещающий ношениеиспользование
Такой вопрос интересный. Есть ли закон запрещающий ношение/использование мед работником при форме и без травматического пистолета. И какое может быть наказание и дальнейшая квалификация мед работника?
, вопрос №4156416, Рома, г. Москва
Дата обновления страницы 26.11.2012