8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
800 ₽
Вопрос решен

Запрет на использование товарного знака в электронном СМИ

Я (физическое лицо) являюсь владельцем электронного СМИ в сети Интернет. Получил судебный иск от крупной компании, в которым она обвиняет меня, поскольку именно я владелец сайта, в незаконном использовании ее товарного знака в одной из статей на сайте. Требует внушительную сумму денег, поскольку нарушение (по ее мнению) продолжается уже больше одного года, а за этот срок успела набежать большая сумма денег. Расценка такая – 50 000 рублей в месяц.

Как она уверяет, «согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ, а также пункту 162 Постановления пленума, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».

В рамках статьи (новости) на моем сайте рассказывается об официальной акции, информация о которой была на ее официальном сайте в определенное время, что подтверждается данными из веб-архива. Мой материал (новость) полностью уникальный, так как он был написан с нуля, а не скопирован откуда-то. Ее название (товарный знак) можно встретить в заголовке статьи, а также в самом материале. Ее товарный знак встречается как в виде текста, так и на официальном изображении ее продукции (в данном случае логотип бренда на задней части смартфона). Также упоминание товарного знака встречается в URL-адресе ссылки на статью: она имеет вид https://мойсайт.ру/категория/номерпубликации/названиестатьилатиницей.html

По моей версии, я просто опубликовал уникальный материал с информацией об официальной акции в ее фирменном онлайн-магазине, как это сделали и десятки других новостных сайтов, в том числе СМИ (в разы крупнее моего). Исходя из этого, я по сути бесплатно рассказал о том, что такая акция вообще проходит и как принять в ней участие, никоим образом при этом не пытаясь выставить себя ее организатором.

На сайте размещены блоки с рекламой от двух известных IT-компаний, но по условия договоров за содержимое рекламы отвечают именно они, так как я не имею возможности влиять на то, какая персонализированная реклама будет показываться пользователям. Это упомянул на всякий случай, если это имеет значение.

Действительно ли в данном случае были нарушены права компании на товарный знак? Она утверждает, что я оказывал «информационную услугу» с использованием ее товарного знака, права на который принадлежат ей.

Показать полностью
, Пользователь, г. Москва
Сергей Логинов
Сергей Логинов
Юрист, г. Санкт-Петербург

Добрый день, Сергей,

использование товарного знака возможно при согласовании такого использования с правообладателем.

Использование товарного знака / знака обслуживания третьими лицами без разрешения правообладателя для услуг, касающихся правомерно введенных в оборот товаров, суды рассматривают в качестве нарушения исключительного права на такой товарный знак / знак обслуживания, при условии, что товарный знак / знак обслуживания зарегистрирован для таких услуг. (ст. 1487 ГК РФ).

Таким образом, требование о устранении использования товарного знака правомерно.

Что касается истребуемой суммы, здесь есть пространство для оспаривания, конкретной суммы компенсации законом не установлено:

ГК РФ ст. 1515
4. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

С уважением, Логинов Сергей

0
0
0
0
Пользователь
Пользователь
Клиент, г. Москва

Получается, что любой информационный сайт в интернете, в том числе СМИ, перед использованием любого слова (Google, Amazon, Yandex, LeEco, Huawei и т.д), которое оформлено как товарный знак, должен обязательно получать разрешение на его использование?

Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 8.7
Эксперт
Исходя из этого, я по сути бесплатно рассказал о том, что такая акция вообще проходит и как принять в ней участие, никоим образом при этом не пытаясь выставить себя ее организатором.

Сергей

Здравствуйте. Если Вы размещали статью, которая носила информационный характер, использованный товарный знак использовался исключительно в информационных целях, то Вы можете воспользоваться исключением, установленным ст 1274 ГК РФ

ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Судебная практика предоставляет возможность применения указанной нормы в том числе и при использовании чужих товарных знаков, которые размещаются в статьях, носящих информационный или справочный характер. Главное — чтобы потребитель (читатель) не вводился в заблуждение относительно того, какое отношение размещенный ТЗ имеет к сайту, давшему соответствующую новость или иную справочную информацию.

 Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ, «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».

Исходя из буквального анализа этой нормы, неправомерным использованием ТЗ должно признаваться только такое использование ТЗ или обозначения, сходного с ним до степени смешения, которое, связано с введением товара в гражданский оборот или предложения услуг, для индивидуализации которых ТЗ зарегистрирован или создаёт, собственно, вероятность смешения в глазах потребителей.

Соответственно, если действие с введением товара в гражданский оборот не связано, и нет вероятности смешения, то такое действие не должно быть признано нарушением. В Вашем случае ни того ни другого нет. В связи с чем требования правообладателя являются совершенно беспочвенными, а его поведение представляет собой типичное злоупотребление правом. 

0
0
0
0
Пользователь
Пользователь
Клиент, г. Москва

Опишите пожалуйста кратко на примере, что такое «смешение товарного знака»? Когда я пытаюсь оказывать услуги от лица какой-то компании с использованием ее товарного знака? Большое спасибо!

Если в заголовке публикации (новости) и в самом материале говорилось о том, что акция проходит в официальном магазине компании (без ссылки), можно ли считать это «с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» по ​ГК РФ Статья 1274 ?

Смешение может быть в двух видах

1. Вы используя чужой ТЗ создаете у потребителя ложное представление о том, что Вы имеете к нему какое-то отношение. 

2. Вы используете свое какое-то обозначение, но оно очень похоже на зарегистрированный ТЗ правообладателя.

В Вашем случае нет ни того ни другого. 

1
0
1
0
Григорий Арутюнов
Григорий Арутюнов
Юрист, г. Санкт-Петербург

Сергей, доброго времени суток!

Исходя из этого, я по сути бесплатно рассказал о том, что такая акция вообще проходит и как принять в ней участие, никоим образом при этом не пытаясь выставить себя ее организатором.

Сергей

Вот это ключевой момент. Для каких целей работает Ваш сайт (коммерческие или не коммерческие)? и действительно ли он зарегистрирован как источник СМИ?

Если не коммерческие и Вы действовали исключительно в информационных целях, тогда в соответствии с частью 1 статьи 1274 ГК РФ в Вашем случае я нарушения не вижу. 

Если же Ваш сайт работает под продажу товаров/услуг, тогда нарушение есть и необходимо их устранять. Лучше конечно все убрать и с ними договориться, если не получается адекватно (не большая сумма денег) договориться, то имеет смысл дать им официальный ответ, что Вы не согласны с их позицией и предприняли все меры для устранения возможного нарушения и ждать суда, поскольку сумма компенсации в соответствии со статьей 1515 ГК РФ колеблется от 10 000 до 5 000 000. Поэтому если с Вас требуют миллионы, лучше пойти в суд и получить компенсацию по решению суда.

1
0
1
0
Пользователь
Пользователь
Клиент, г. Москва

Спасибо за ответ!

Да, это именно официальное СМИ. У меня есть свидетельство, где его владельцем прописан я как физлицо. Мой сайт никогда ничего не продавал и не продает сейчас. То есть это просто новостной портал, где публикуются различные новости, статьи и обзоры.

Считается ли публикация такого контента на сайте (статей, обзоров, новостей) – информационной услугой, в чем меня фактически обвиняют?

Если в заголовке публикации (новости) и в самом материале говорилось о том, что акция проходит в официальном магазине компании (без ссылки), можно ли считать это «с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» по ​ГК РФ Статья 1274 ?​

Требуют 600 тысяч рублей, исходя из нарушения длиной в один год (по 50 000 рублей в месяц)

Полагаю, что они не правы и смысла в удовлетворении их требования- нет. Лучше всего поступить следующим образом:

1. Дать мотивированный ответ.

2. Удалить все, что они просят, о чем сделать на сайте отдельную статью, что в связи с таким -то требованием мы были вынуждены убрать такие -то статьи.

1
0
1
0
Похожие вопросы
Исполнительное производство
Здравствуйте подскажите пожалуйста я могу с запретом из РФ попасть в Мариуполь?
Здравствуйте подскажите пожалуйста я могу с запретом из РФ попасть в Мариуполь?
, вопрос №4154737, Ольга, г. Владивосток
Гражданство
Как обжаловать запрет на выезд из России
Как обжаловать запрет на выезд из России
, вопрос №4154677, Ангелина, г. Москва
Защита прав потребителей
Обратилась в техподдержку магазина и там мне ответили, что заблокировали электронную карту потому что, цитирую, "ваша карта заблокирована, так как вы ей не пользовались более полу года"
Здравствуйте. Пользовалась пластиковой бонусной картой магазина. В самом магазине появился QR-код, по которому можно оформить электронную карту. К пластиковой она никак не привязывалась. Электронная карта оказалась не активна. Обратилась в техподдержку магазина и там мне ответили, что заблокировали электронную карту потому что, цитирую, "ваша карта заблокирована,так как вы ей не пользовались более полу года". Приложение и сама электронная карта были созданы 29 мая этого года, то есть с момента получения прошло две недели. Выходит ли так, что магазин мне с самого начала предоставил нерабочую электронную карту и можно ли техподдержке предъявить им за эту ошибку?
, вопрос №4154371, Юлия, г. Курск
Банкротство
Здравствуйте, в 2019 году приставы наложили на дом запрет на регистрацию, в 2021 году я был признан банкротом, в 2024
Здравствуйте, в 2019 году приставы наложили на дом запрет на регистрацию, в 2021 году я был признан банкротом, в 2024 году при сносе я получил жильё от администрации города и чтобы они выкупили дом, нужно чтобы снялся запрет о регистрации. Был у приставов у них ничего нет, а в росреестре запись о запрете регистрации, подскажите как ещё этот убрать или это из-за банкротства?
, вопрос №4154360, Наталья, г. Москва
Дата обновления страницы 16.08.2019