8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
400 ₽
Вопрос решен

Законно ли производителю/поставщику устанавливать минимальную розничную цену?

Законно ли производителю/поставщику устанавливать минимальную розничную цену? Речь идет о медицинской технике, которая имеет аналоги на Российском рынке. (т.е. не уникальная) Может ли производитель требовать продавцов его продукции соблюдать минимальную розничную цену ? Будет ли это рассчитываться как регулирование розничных цен на рынке? В каких случаях это подпадает под антимонопольное право, а в каких не попадает. Просьба дать развернутый ответ, желательно с указанием законов/статей. Спасибо.

, Константин, г. Москва
Рамиль Магадиев
Рамиль Магадиев
Юрист, г. Казань

Указание в договоре производителю/поставщику

устанавливать минимальную розничную цену является нарушением
антимонопольного законодательства согласно ч. 1 ст. 11 Закона о конкуренции.
Антимонопольные органы за подобные нарушения штрафуют, а суды оставляют такие
штрафы в силе.

Статья 11. Запрет на
ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

1. Признаются картелем и
запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть
между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном
товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение
товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут
привести к:

1) установлению или поддержанию цен
(тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию
цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по
территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту
реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению
производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с
определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2. Запрещаются «вертикальные»
соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением
«вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в
соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:

1) такие соглашения приводят или могут
привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если
продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено
обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который
является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения
об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным
средством индивидуализации продавца или производителя.

3. Запрещаются соглашения хозяйствующих
субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков
электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры,
организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если
такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных
рынках электрической энергии (мощности).

4. Запрещаются иные соглашения между
хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений,
которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если
установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению
конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий
договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора
(необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в
том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии
внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован,
и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным
образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен
(тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим
субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства
(участия) в профессиональных и иных объединениях.

5. Физическим лицам, коммерческим
организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию
экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация
приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 — 3 настоящей
статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или
которые не предусмотрены федеральными законами.

6. Хозяйствующий субъект вправе
представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные
частями 2 — 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии
со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего
Федерального закона.

7. Положения настоящей статьи не
распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в
одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении
другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие
хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением
соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности,
одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Под контролем в настоящей статье, в
статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона
понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно
(через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять
решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или
нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью
процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли),
составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного
органа юридического лица.

9. Требования настоящей статьи не
распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права
использования результата интеллектуальной деятельности или средства
индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ
или услуг.

10. Требования настоящей статьи не
распространяются на соглашения о совместной деятельности, заключенные с
предварительного согласия антимонопольного органа, полученного в порядке,
установленном главой 7 настоящего Федерального закона.

0
0
0
0
Олег Рябинин
Олег Рябинин
Юрист, г. Сыктывкар
Эксперт

Здравствуйте!

В дополнение отмечу, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 583 утверждены общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами.

В соответствии с пунктом 2 данных общих исключений:

2. Не могут быть признаны допустимыми следующие условия соглашения между покупателем и продавцом:
а) условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, в том числе условие о минимальной цене перепродажи товара или фиксированной цене перепродажи товара;
0
0
0
0

В дополнение приведу судебную практику:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2011 по делу N А19-16455/10

В данном случае суд определил, что товар, приобретаемый у производителя перепродавцом,
в дальнейшем реализовывался им по той же цене, по которой он был приобретен у
поставщика. По этой причине суд отказал в удовлетворении заявления о признании
незаконными решения и предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию
соглашений, сославшись на наличие «вертикального» соглашения,
приводящего к установлению цены перепродажи.

Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2011 N КА-А40/1320-11 по делу N А40-50033/10-130-237

В данном
случае в дистрибьюторских соглашениях de facto отсутствовали условия о

фиксированной и минимальной цене. При этом
в них содержалось условие о необходимости следования дилерами Правилам работы
дилеров, установленным для всех покупателей данного поставщика. ФАС России
установила, что данные Правила предусматривали контроль ценообразования со
стороны поставщика, в том числе путем установления рекомендованной минимальной
цены для каждого региона специальным информационным письмом. В случае
отсутствия письма рекомендованной минимальной ценой являлась цена на поставку
продукции поставщика (производителя) с учетом всех возможных скидок от объема
закупок плюс стандартный транспортный тариф. После предостережения, выданного
ФАС России, поставщиком вместо Правил были введены в действие Общие условия
продаж, исключившие возможность осуществления регулирования количества дилеров,
контроля ценообразования и установления минимальных рекомендованных цен. Однако
и в дальнейшем поставщик продолжал рассылать торговым партнерам информационные
письма об уровне минимальных цен на товары определенных категорий, с указанием
штрафных санкций за нарушение ценовой политики и приложением таблиц минимальных
цен с разбивкой по регионам. По мнению ФАС России, это свидетельствовало о том,
что так называемая в договорах «действующая» цена фактически товара
являлась «минимальной» ценой перепродажи продукции для дилера
потребителю, так как она рассчитывалась как стоимость материала по прайс-листу
завода — установленная дилерская скидка + стоимость доставки. Таким образом,
несмотря на исключение из Общих условий продаж положений о регулировании
количества дистрибьюторов, а также контроля ценообразования и установления
минимальных рекомендованных цен, судом был подтвержден вывод ФАС России о том,
что координация деятельности дистрибьюторов была продолжена поставщиком в форме
информационных писем об уровне минимальных цен на материалы определенных
категорий.

0
0
0
0
Светлана Кирилова
Светлана Кирилова
Юрист, г. Москва

Добрый день, согласно п. 3 ст. 423 ГК РФ любой договор считается возмездным, если иное не следует из законодательства или договора и его исполнение оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Согласно ст. 12 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

1. Допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
2. Допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения, не превышает двадцать процентов.
3. Допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Вышеуказанный закон в ст. 4 дает определение:

19) «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар;
0
0
0
0
Алексей Орлов
Алексей Орлов
Юрист, г. Оренбург

Буду краток!

Законно ли производителю/поставщику устанавливать минимальную розничную цену?
Константин

нет не законно! так как устанавливая данную цену Вы нарушите ФЗ «О конкуренции»

Статья 11.
1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
2. Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в
соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
3. Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
4. Запрещаются иные соглашения между
хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений,
которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) о создании другим хозяйствующим
субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
4) об установлении условий членства
(участия) в профессиональных и иных объединениях.
5. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 — 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или
которые не предусмотрены федеральными законами.

Таким образом Вы нарушите Закон и ФАС вправе не только отменить сделку но и привлечь ВИНОВНЫХ по всей строгости нашего гуманного законодательства! есть еще много постановлений, но уже ЭТОГО будет БОЛЕЕ чем достаточно!

0
0
0
0
Похожие вопросы
Недвижимость
Подскажите законно ли начисление коммунальных платежей по разным тарифам?
Я собственник машино-места в подземном паркинге. "Городское бюджетное учреждение Жилищник" является управляющей компанией. По ошибке мне скинули счет на оплату соседей, где я узнаю, что их тариф в 3 раза меньше чем у меня! Мы соседи по паркингу. До заключения договора с "Жилищником" у меня были подозрения, что они мутят что то с соседями, и я "Жилищнику" об этом сказала, но они мне утверждали, что я выдумываю и у всех одинаковый тариф, и что по закону они не могут кому то больше начислять, кому то меньше. И тут сами спалились! Подскажите законно ли начисление коммунальных платежей по разным тарифам? Тем более что это государственное бюджетное учреждение, а не частная лавочка. И если что куда жаловатиься?
, вопрос №4107995, Мария, г. Киров
Жилищное право
Законно ли устанавливать общедомовой прибор учёта электроэнергии если в доме нет мест общего пользования?
Законно ли устанавливать общедомовой прибор учёта электроэнергии если в доме нет мест общего пользования?
, вопрос №4107580, Виталий, г. Москва
Недвижимость
Могу ли я поставить камеру видеонаблюдение в прихожей, т
Подскажите, живу в коммунальной квартире. Соседка сдает комнату посуточно. Могу ли я поставить камеру видеонаблюдение в прихожей, т.к. моя комната самая первая при входе, а следующая комната соседей и получается, что камера в любом случае будет затрагивать дверь ее комнаты. Нужно ли ее разрешение? И законно ли я поступлю?
, вопрос №4107569, Елизавета, г. Санкт-Петербург
Гражданское право
Организация микрозаймов сняла детские выплаты-законно ли это и можно ли вернуть деньги?
Организация микрозаймов сняла детские выплаты-законно ли это и можно ли вернуть деньги?
, вопрос №4107441, Мария, г. Уфа
Административное право
Законно ли это и могу ли я куда-то пожаловаться?
Здравствуйте, поступила на 1-й курс, специальность правоохранительная деятельность. Заставляют посещать постоянно мероприятия(которые не входят в учебную программу), грозят отчислением если не буду ходить. Всё дошло до такого абсурда, что меня заставляют в нашей учебной форме стоять в выходной день 12 часов около памятников и следить за порядком. Законно ли это и могу ли я куда-то пожаловаться?
, вопрос №4106541, Александра, г. Калининград
Дата обновления страницы 04.02.2017