8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Опекунское Пособие

Здравствуйте! У меня есть вопрос, так как я потерял родителей в детстве, мне начислялись деньги по опекуну на сберкнижку, как мне говорили ранее, она будет доступна только мне, и только я смогу снимать с неё деньги по достижению 18 летнего возраста. 18 мне исполняется через 2 дня, на книжке лежит 350 тыс.рублей, и я бы хотел сразу в день рождения пойти, и снять 250 тысяч, смогу ли я их снять? Или нужны будут какие - то бумаги? Разрешения?

, Иван Третьяков, г. Казань
Сергей Сыроватский
Сергей Сыроватский
Юрист, г. Ростов-на-Дону

ЛИЦО, НАХОДИВШЕЕСЯ ПОД ОПЕКОЙ, ПОСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИМ
СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ ВПРАВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛУЧИТЬ СУММЫ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПОСОБИЯМ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫМ ОПЕКУНУ НА ЕГО
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
24 марта 2006 г.
N 58-В06-15
(БВСР 06-11)
(Извлечение)

 Е. и И. (находящиеся под опекой, каждому из которых в марте 2003
г. исполнилось 18 лет) обратились в суд с иском к министерству
финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской
Федерации, финансовому департаменту администрации г. Хабаровска,
правительству Хабаровского края о взыскании недополученных сумм на
питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря с учетом
индексации, исходя из фактических цен, сложившихся по Хабаровскому
краю.
В обоснование иска они указали на то, что органом опеки и
попечительства комитета по управлению Центральным округом
администрации г. Хабаровска выплата опекунского пособия за 2002-2003
гг. произведена из расчета 1300 руб. в месяц на одного опекаемого на
основании постановления главы администрации Хабаровского края от 5
июня 2001 г. N 224 и распоряжения мэра г. Хабаровска от 17 июля 2001
г. N 907-р. Истцы также указали на то, что в период с 1998 по 2001 год
денежные выплаты на их содержание производились без учета фактически
сложившихся в Хабаровском крае цен, причем из федерального и краевого
бюджетов эти выплаты не финансировались.
По мнению Е. и И., расчет опекунского пособия должен был
производиться в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ежеквартально, в зависимости от фактического роста стоимости
натурального набора продуктов и предметов обихода.
В связи с нарушением норм указанного постановления Правительства
Российской Федерации истцы просили взыскать в их пользу задолженность
по выплате опекунских пособий.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 августа
2004 г. иск удовлетворен: взыскана с Министерства финансов Российской
Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Е. и И.
задолженность по опекунскому пособию в размере 169 313 руб. 74 коп., с
министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета
Хабаровского края — 169 313 руб. 74 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
21 декабря 2004 г. решение суда первой инстанции отменила, в
удовлетворении исковых требований Е. и И. отказала.
Президиум Хабаровского краевого суда 27 июня 2005 г. кассационное
определение отменил и оставил в силе решение Центрального районного
суда г. Хабаровска.
В надзорной жалобе Министерство финансов Российской Федерации
просило отменить решение Центрального районного суда г. Хабаровска,
постановление президиума Хабаровского краевого суда и принять новое
решение об отказе в удовлетворении иска Е. и И. о взыскании с
Министерства финансов Российской Федерации денежных средств.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 30 ноября 2005 г. дело
истребовано в Верховный Суд РФ и 14 февраля 2006 г. передано для
рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам
Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24
марта 2006 г. состоявшиеся по делу судебные постановления отменила,
указав следующее.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или
изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора
являются существенные нарушения норм материального или процессуального
права.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены
существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992
г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания,
обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым
оборудованием.
В п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся
под опекой (попечительством) (утвержденного приказом Минобразования
России от 19 августа 1999 г. N 199), определено, что органы опеки и
попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на
питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из
установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Из содержания двух вышеназванных нормативных правовых актов
следует, что Правительством Российской Федерации урегулировано
установление размера и порядка выплаты опекунских пособий.
Так, Правительством Российской Федерации были установлены
натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и
определяется размер опекунского пособия. Установление на всей
территории Российской Федерации единого размера таких выплат в
денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых
детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно
сильно варьироваться в зависимости от цен, сложившихся в том или ином
населенном пункте.
Порядок же выплаты пособий на содержание опекаемых детей,
разработанный по поручению Правительства Российской Федерации
Министерством образования Российской Федерации, является действующим и
не противоречит законодательству Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, установив
перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на
содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства
на выплату которых необходимо было передать органам местного
самоуправления из бюджета Хабаровского края.
В связи с этим вывод суда о незаконном бездействии Правительства
Российской Федерации является необоснованным.
Решение о взыскании истребуемых сумм из казны Российской
Федерации суд обосновал отсутствием соответствующего финансирования
мероприятий по выплате опекунских пособий за счет средств федерального
бюджета.
Этот вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела. Судом
не принято во внимание, что в соответствии со ст. 72 Конституции
Российской Федерации социальная защита граждан, защита прав и свобод
граждан — предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование
рассматриваемых вопросов и фактически осуществили его в форме принятия
постановления главы администрации Хабаровского края от 5 июня 2001 г.
N 224 «Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности
расходов на содержание детей, находящихся под опекой
(попечительством)».
Вместе с тем данный нормативный правовой акт надлежащим образом
не обеспечил реализацию норм действующего законодательства по вопросу
установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам,
проживающим на территории Хабаровского края.
Ничем не обоснован и вывод суда об отсутствии финансирования на
указанные цели из федерального бюджета.
Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год» и «О
федеральном бюджете на 2003 год» фактически была обеспечена передача
субъектам Российской Федерации дополнительных финансовых средств на
реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона «О федеральном
бюджете на 2002 год» в состав федерального бюджета включены средства
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
в общем объеме 147 490 966 тыс. рублей. Приложением 11 к указанному
Федеральному закону установлено распределение средств Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам
Российской Федерации. Объем средств, запланированных к перечислению и
в дальнейшем фактически переданных Хабаровскому краю, составил 2 958
996 тыс. рублей.
В силу ст. 46 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003
год» также было предусмотрено формирование Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в сумме 173 167
526 тыс. рублей. Согласно приложению 13 к указанному Федеральному
закону Хабаровскому краю было перечислено 3 566 858 тыс. рублей.
При этом в составе средств Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации, переданных в 2002 — 2003 гг.
из федерального бюджета в Хабаровский край, были учтены предполагаемые
расходы органов государственной власти Хабаровского края на выплату
опекунских пособий.
Учет данных расходов производился на основании Методик
распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки
субъектов Российской Федерации на 2002 и 2003 годы.
Фактически учет производился путем включения в состав Методик
соответствующих данных и формул, в конечном счете определяющих
количество денежных средств, которые необходимо передать субъектам
Российской Федерации в качестве финансовой помощи.
Так, в п. 2.7 каждой из Методик предусматривалось, что в составе
расходов субъектов Российской Федерации на социальное обеспечение
дополнительно учитываются расходы на выплату пособий на детей,
находящихся под опекой или попечительством (в 2002 году — из расчета
25 250 руб. в год на одного ребенка, в 2003 году — 28 280 руб. в год
на одного ребенка с корректировкой на коэффициент уровня цен).
В состав Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации на 2002 и 2003 годы были включены дополнительные
денежные средства, представляющие собой финансовую помощь,
предоставленную субъектам Российской Федерации из федерального бюджета
в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий.
Таким образом, в целях оказания финансовой помощи субъектам
Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены
дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по
выплате опекунских пособий, в связи с чем у суда не было оснований для
взыскания задолженности по опекунским пособиям из казны Российской
Федерации.
Решение суда первой инстанции и постановление президиума суда
надзорной инстанции вынесены с существенными нарушениями норм
материального права и в связи с этим подлежат отмене.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого
суда, отменившая решение суда первой инстанции и вынесшая новое
решение об отказе в удовлетворении исковых требований Е. и И., указала
на то, что у истцов отсутствует субъективное право на получение
опекунских пособий, имеющих целевое назначение и подлежащих выплате
только опекунам несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения
родителей.
Этот вывод основан на неправильном толковании и применении норм
материального и процессуального права.
Действительно, в соответствии со ст.ст. 148, 150 СК РФ денежные
средства на содержание подопечного ребенка выплачиваются его опекуну.
Вышеназванный вывод основан на том, что несовершеннолетний
опекаемый не является полностью дееспособным и не может в полном
объеме самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Так, в силу ч. 1
ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять
процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать
ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная
дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим
возраста восемнадцати лет.
Вместе с тем выплачиваемые опекуну на содержание подопечного
суммы государственного пособия имеют целевое назначение и
предназначены для реализации прав подопечного, в связи с чем в п. 1
ст. 148 СК РФ прямо указано на то, что право на алименты, пособия и
иные социальные выплаты — это право детей, находящихся под опекой
(попечительством), а не право их опекунов (попечителей). Если право
подопечного на получение пособия в полном объеме не было реализовано
до наступления его совершеннолетия, то именно бывший подопечный
обладает субъективным правом на получение сумм задолженности по
указанным платежам и только он может реализовать процессуальное право
на обращение в суд с соответствующим иском, поскольку право
представлять интересы подопечного согласно п. 3 ст. 40 ГК РФ у опекуна
(попечителя) прекращаются с момента наступления совершеннолетия
подопечного.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение
Центрального районного суда г. Хабаровска, определение судебной
коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда и
постановление президиума Хабаровского краевого суда отменила; дело
направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
24 марта 2006 г.
N 58-В06-15

0
0
0
0
Похожие вопросы
Бухгалтерский учет
В этом случае налоговая и социальный фонд не видят наличие этих денежных средств, и также не учитывается при расчете пособий на ребенка?
Здравствуйте, подскажите если деньги хранятся в кошельке ВБ и не выводятся на рс. В этом случае налоговая и социальный фонд не видят наличие этих денежных средств, и также не учитывается при расчете пособий на ребенка?
, вопрос №4149847, Дмитрий, г. Москва
Социальное обеспечение
Можно ли многодетной семье иметь два автомобиля для получения пособия на детей
можно ли многодетной семье иметь два автомобиля для получения пособия на детей
, вопрос №4149313, Марат, г. Москва
Социальное обеспечение
А также, имеет ли мой муж право получать это пособие?
Я, Пястолова Алена Владимировна , многодетная мать,11.07. 1987 г. рождения ,с августа 2022 года работаю в МАУ "Центр культуры и спорта" п. Сорум , Белоярский район, ХМАО-Югра, в должности художественного руководителя. В конце октября 2023 года я ушла в декретный отпуск, который завершился 26 марта 2024 года. 27 мая 2024 года я вышла на работу, (прервав отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет,) на полный рабочий день, а мой муж вышел в отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет. В настоящее время, существует необходимость в переоформлении пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет на мужа, который фактически осуществляет уход за ребенком- Пястоловой Забавой Ивановной 22 декабря 2024 г. рождения. На основании ст. 13 федерального закона от 19.05.1995 года Nº81-Ф3 "0 государственном пособиях граждан имеющих детей и на основании ст. 11.1. федерального закона от 29.12.2006 года Nº255-Ф3 "06 обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" , установлено, что основанием для назначении и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет является фактический уход за ребенком и нахождении такого лица в отпуске по уходу за ребенком. Поскольку, фактический уход за ребенком осуществляет мой супруг, который находится в отпуске по уходу за ребенком, имеются законные основания для назначения и выплаты данного пособия именно ему. Я, в настоящее время, готова отказаться от пособия по уходу за ребенком, чтоб пособие мог получать мой законный супруг, однако должностные лица органов СФР предоставляют мне информацию о том, что я не имею права отказаться и данное пособие моему супругу не может быть назначено. Прошу разъяснить мне, имею ли я право написать заявление о прекращении выплаты мне пособий до 1.5 лет с целью назначения выплаты данного пособия моему супругу. А также, имеет ли мой муж право получать это пособие? Ведь поправки мин.труда принимая этот закон хотели улучшить положение работающих семей, а по факту -ухудшили, в нашем случае . Оформить сразу отпуск по уходу не было возможным-так как ,ребенок находится на грудном вскармливании, а сейчас когда введен прикорм и папа осуществляет фактический уход за ребенком, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет,он не может использовать свое законное право на получение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет .
, вопрос №4148719, Алена, г. Москва
Исполнительное производство
Здравствуйте ребенок живёт с отцом а мать получает пособие на ребенка и тратит их на себя что делать
Здравствуйте ребенок живёт с отцом а мать получает пособие на ребенка и тратит их на себя что делать
, вопрос №4148517, Николай, г. Москва
Дата обновления страницы 05.03.2015