Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как добиться получения места в детском саду?
В феврале 2021 года обратилась с заявлением в прокуратуру, с целью:
1.Провести проверку законности непредставления моему ребенку места в дошкольной образовательной организации (дважды обращалась в Департамент образования и науки, ребенку уже исполнилось 4 года, прописка МО, временная регистрация в Москве, выбранные ДОО в Москве).
2.Провести проверку организации распределения мест в ДОО Департаментом образования и науки города Москвы, в том числе с использованием комплексной информационной системы.
3.Провести проверку исполнения Департаментом образования и науки города Москвы требований закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Феде-рации" и вынести предписание Департаменту образования и науки города Москвы о предоставлении полного ответа по существу вопросов, сформулированных мной в обращениях, в том числе предоставить сведения об общем количестве зачисленных детей в выбранные мной дошкольные образовательные организации.
4.Направить письменный ответ о результатах проведенных проверок и принятых мерах прокурорского реагирования в мой адрес в установленный законом срок.
В результате прокуратура переслала мое заявление на проверку в Департамент образования, которые в свою очередь снова прислали ответ, что мест нет.
Насколько правомерны действия прокуратуры?
Должны ли они были мне предоставить ответы по существу вопросов после проведенной проверки, а не просто переслать их обратно в Департамент образования и науки?
Какие действия предпринимать дальше?
Здравствуйте! «Переадресация» Вашей жалобы в другой орган, в департамент образования осуществлена на основании следующих нормативных актах
Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» в частности
3.5. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
В Вашем случае необходимо написать повторную жалобу, но уже в вышестоящую прокуратуру по территориальности с требованиями, о которых Вы указали выше, и плюс обязательно отразить то, что согласно Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
3.7. Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
и ссылка на ч.5 ст.10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Нужно будет в повторной жалобе отразить, что Вы просили провести проверку, а не переадресацию жалоб в другие инстанции, указать, что требуете принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования, а не получение формальных отписок, указываете, что департамент образования является учредителем детского сада и фактически никакой объективной проверки не проводилось.
Побольше острастки и аргументации, чтобы у них было меньше легальных возможностей не давать ответа по существу.
Здравствуйте Татьяна!
Я не буду касаться вопросов устройства ребенка в детский сад в Москве, так как Вы уже прошли все бюрократические стадии
Прокуратура при ответе на жалобы граждан руководствуется ст.10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
При этом, прокуратура при перенаправлении писем ссылается на ч.ч.3, 4 ст.8. Направление и регистрация письменного обращения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»Статья
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения,
4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Вы можете обратиться в суд с жалобой об оспаривании действий должностных лиц, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»
1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод
Здравствуйте!
1. Действия районной прокуратуры в данном случае вполне правомерны, так как в соответствии с п. 3.5 Приказа Генпрокуратуры России №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», оно было направлено для рассмотрения в департамент образования
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
2. Если вы обращались с заявлением в районную прокуратуру, то сейчас оптимальный вариант-написать обращение в Прокуратуру г.Москвы, в которой укажите обязательно, что первое обращение было перенаправлено в департамент образования, откуда, в свою очередь, была получена отписка.
И-обязательно в обращении укажите, что просите не направлять обращение в департамент образования, а- провести проверку силами прокуратуры.
3. Для ускорения рассмотрения жалобы- можете направить ей через сайт Генпрокуратуры РФ по ссылке https://epp.genproc.gov.ru/web...
Здравствуйте Татьяна.
В результате прокуратура переслала мое заявление на проверку в Департамент образования, которые в свою очередь снова прислали ответ, что мест нет. Насколько правомерны действия прокуратуры?
В данном случае правомерны, она направила по подведомственности все, а потому про прокуратуру следует забыть.
Но здесь ситуация решаема, но в несколько ином порядке.
Следует отметить что за нарушение права на образование предусмотрена административная ответственность по статье КоАП РФ Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций -http://www.consultant.ru/docum...
Да действительно, согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам следует что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Можете ознакомиться с данной статьей по следующей ссылке:http://www.consultant.ru/docum...
Также согласно положениям Приказа Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 года N 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». указано что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, можете ознакомиться пройдя по этой ссылке:https://docs.cntd.ru/document/...
Между тем, если эти свободные места не обеспечиваются уполномоченным органом, т.е. он бездействует, то имеется возможность обязать в судебном порядке их такое место предоставить и обеспечить.
Для этого Вам следует подать заявление в уполномоченный орган (департамент образования), потребовать обеспечить предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, которое Вы выбрали.
В случае отказа на такое заявление, Вы вправе обратиться в суд, вот пример разъяснения с приведением положительной судебной практики по следующей ссылке:
ВС РФ: муниципалитет обязан найти место в яслях, даже если нет свободных мест
https://www.garant.ru/news/126...
Определение суда во вложении к ответу.
Т.е. если у Вас есть такой отказ, прокуратура здесь не помощник так как возникает спор о праве, а его рассматривает только суд, прокуратура по такому спору решения принять не может, так что можете сразу подавать иск в суд, положительная практика уже имеется, я ее привел выше по ссылке, пожалуйста ознакомьтесь.
В Вашем случае необходимо написать повторную жалобу, но уже в вышестоящую прокуратуру
Попов Андрей
Это не так.
Суть ситуации обеспечить местом в ДОУ ребенка, что даст эта переписка в вышестоящую прокуратуру? Еще одну формальную отписку не более того.
Здесь возникает спор о праве, и разрешать его уже необходимо в суде.
Вы можете обратиться в суд с жалобой об оспаривании действий должностных лиц, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г.
Логак Борис
Это не так.
Постановление это не действует как и глава 25.
Более того, прокуратура все предприняла что могла в рамках своих полномочий.
Суть ситуации обеспечить местом в ДОУ ребенка, что даст эта переписка в вышестоящую прокуратуру? Еще одну формальную отписку не более того.
Здесь возникает спор о праве, и разрешать его уже необходимо в суде.
Если вы обращались с заявлением в районную прокуратуру, то сейчас оптимальный вариант-написать обращение в Прокуратуру г.Москвы
Грибов Юрий
Это не так. Оптимальный вариант это подача иска в суд.
Суть ситуации обеспечить местом в ДОУ ребенка, что даст эта переписка в вышестоящую прокуратуру? Еще одну формальную отписку не более того.
Здесь возникает спор о праве, и разрешать его уже необходимо в суде.
Здравствуйте.
Татьяна, при нарушении прав и свобод гражданина может могут применяться разные способы защиты прав, в том числе административно-правовой, который Вы и выбрали. В данном случае, полагаю Вам надо применять судебно-правовой способ защиты прав, так как он более эффективным может быть.
Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях является одним из конституционных прав, гарантированных соотвественно Конституцией РФ( статьи 7 и 43), во исполнение положений конституцуии РФ, аналогичные гарантии установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», в том числе и право на зачисление в детский сад с двухмесячного возраста и обязанность принимать в муниципальный детский сад ( части 1 и 3 статьи 67 №273-ФЗ) ,на обучение по основным общеобразовательным программам, всех граждан, которые имеют на это право и живут на прикрепленной территории. Отказывая Вам в зачислении в детский сад, происходит нарушение одного из важнейших конституционных принципов о общедоступности образования
Конституция РФ
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Надо принять во внимание, что закон разрешает не принимать ребенка в садик по причине отсутствия в нем свободных мест ( часть 4 статьи 67 №273-ФЗ), и в таком случае для решения вопроса о устройстве ребёнка в другой детский сад надо обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. При этом организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных детских садах относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 часть 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Органы местного самоуправления должны создавать и реорганизовывать муниципальные детские сады, обеспечивать содержание их зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий ( пункт 4 части 1 статьи 9 закона № 273-ФЗ ). Кроме того, органы местного самоуправления должны сохранять в достаточном количестве имеющиеся детские сады и при необходимости расширять их сеть, а если на это нет денег – просить финансовой помощи у региональных властей и федеральной власти ( Постановление Конституционного суда РФ от 15 мая 2006 года №5-П)
Какие действия предпринимать дальше?
надо использовать судебно-правовой способ защиты прав, с использованием доводов конституционного суда РФ, составить аргументированное административнное исковое заявление, судебная практика есть положительная
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 33-КГ18-13 Требование: О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, возложении обязанности. Обстоятельства: Административный истец ссылается на непредставление его ребенку общедоступного и бесплатного дошкольного образования.Решение: Требование удовлетворено частично, так как административным истцом соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка; отказав в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции необоснованно не применил положения п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»; при рассмотрении дела в кассационном порядке представлен приказ о зачислении ребенка истца в муниципальное дошкольное образова...
и вот ещё
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2020 N 88А-4668/2020 Требование: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Обстоятельства: Истица указала, что ее сын состоит на учете по предоставлению места в детском саду. Она обратилась с заявлением о предоставлении ее сыну места в дошкольном образовательном учреждении. Письмом в предоставлении места в детском саду было отказано по причине очередности и отсутствия свободных мест. Между тем возраст ребенка позволяет ему быть принятым в дошкольное образовательное учреждение.Решение: Требование удовлетворено.
но есть и отрицательнльная практика одновременно,
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2020 N 88А-16120/2020 Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры. Требования: 1) О предоставлении места в образовательном учреждении; 2) О признании незаконными действий и бездействия органа местного самоуправления. Обстоятельства: Дочь истца поставлена на учет для определения в общеразвивающие группы дошкольных образовательных организаций. Однако, по мнению истца, место не предоставлено, на обращение истцу сообщено, что в предоставлении места в детском саду было отказано по причине очередности и отсутствия свободных мест. Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
поэтому, Вам надо составлять аргументированное пояснительное административное исковое заявление, и с учётом того, что право и обязанность на зачисление в детский сад, принятие в муниципальный детский сад, возникает у тех граждан, которые имеют на это право и живут на прикрепленной территории.
Здравствуйте, Татьяна. В корне не согласна с мнением коллег о том, что необходимо отстаивать свои интересы сразу в судебном порядке, а о прокуратуре «забыть». В компетенцию прокуратуры как раз и входит надзор за исполнением законодательства РФ органами государственной власти РФ.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами
Согласно ст. 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Поскольку Вы неоднократно обращались в департамент образования, получили отказ, далее обратились за защитой нарушенных прав в прокуратуру, которая как раз осуществляет надзор за исполнением законодательства, то прокуратура обязана была провести соответствующую проверку, а не отправлять Ваше обращение в орган, действия которого обжалуются.
Поскольку Вы не получили ответа прокуратуры, проверка не проводилась, далее необходимо обжаловать бездействие прокуратуры, в которую Вы обращались, в вышестоящую.
Для чего ещё необходима проверка прокуратуры, при дальнейшем, возможном обращении в суд, могут быть использованы материалы прокурорской проверки. А возможно, Вам удастся обойтись и без суда, а с помощью прокуратуры добиться зачисления ребенка в детский садик, и избежать тем самым расходов на юриста для участия в суде.
Также отмечу, к полномочиям прокурора относится подача иска в интересах пострадавших в порядке ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Наушения прав детей на получение дошкольного образования, тема на сегодня очень актуальная и животрепещущая. Для тех, кто скептически относится к участию прокуратуры, советую ознакомиться с информацией на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Генеральный прокурор Российской Федерации взял под личный контроль вопросы соблюдения прав детей на получение дошкольного образования
https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1893010/
Таким образом, защищать нарушенные права ребенка на дошкольное образование необходимо с помощью прокуратуры, а судебная защита — в случае исчерпания досудебных механизмов защиты (по ситуации).
Данный пленум утратил силу! Также как и глава 25 ГПК Утратила силу с 15 сентября 2015 года.
Теперь все регулируется Главой 22 КАС РФ.