Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правомерно ли подписание и оплата по актам о приемке выполненных работ в апреле и мае?
Добрый день! При строительстве объекта, заказчиком были подписаны акты о приемке выполненных работ (КС 2) в объемах и сумме, соответствующих утвержденной смете (смета составлена на основании проектной документации и прошла государственную экспертизу). Даты подписания актов о приемке выполненных работ - 30.04.20, 29.05.20, оплата произведена в полном объеме в сроки и порядке указанных в контракте. Фактически были произведены работы, которые не соответствуют позициям, указанным в КС2, что привело к удорожанию выполненных работ. О том, что работы, заявленные в проектной документации и утвержденные сметным расчетом, претерпели изменения составлен акт освидетельствования от 22.04.20 за подписью представителей подрядчика и заказчика. В августе составлен акт о приемке выполненных работ, которые отнесены на непредвиденные расходы в сумме и объеме фактически выполненных работ в мае и апреле, которые привели к удорожанию работ. Все работы, которые были заявлены в утвержденной смете и принятые по авктам КС2 в апреле и мае в актах сторнированы и заменены на другие виды работ (указанные в акте освидетельствования). Правомерно ли подписание и оплата по актам о приемке выполненных работ в апреле и мае? Правомерно отнесение на непредвиденные расходы фактически выполненных работ в августе и сторнирование уже оплаченных работ?
Добрый вечер, Ирина!
В рассматриваемой ситуации необходимо составить дополнительное соглашение об увеличении стоимости работ с приложением к нему сметы на дополнительный объём работ и составлением актов на дополнительный объём работ с последующей оплатой дополнительного объема работ.
Размер непредвиденных расходов согласно рекомендациям Госстроя не должен превышать з процентов от сметной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (пункт 2 статьи 743 ГК РФ).
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ (пункт 3 статьи 743 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 настоящей статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (пункт 2 статьи 744 ГК РФ).
3.5.9.1. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте. Этот резерв определяется от итога глав 1 — 12, но не более 2 процентов по объектам социальной сферы и 3 процентов для объектов производственного назначения, и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4 — 8.
Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.
Письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349
(ред. от 25.04.1996)
«О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений»