Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Взимание оплаты за отопление по нормативу при наличии распределителей тепла
Добрый день!
Я проживаю в г.Московский на ул. Бианки 12к1 в новом доме. В минувшем отопительном сезоне при оплате отопления расчёт вели на основании распределителей тепла (не измерителей, т.к. разница есть), установленных на каждом радиаторе отопления в каждой квартире.
Недавно УК оповестила всех (объявление во вложении), что в этом сезоне расчёт будет вестись на основании нормативов и перерасчёта по окончанию сезона ждать не следует. Ссылаются в УК на письмо из департамента развития ЖКХ Минстроя, оно во вложении.
Помогите, пожалуйста, разобраться правы ли в УК и, если нет, какой порядок действий по обжалованию этого решения.
- Уважаемые собственники.docx
- Разъяснение.pdf
Андрей, добрый день! В ответе Минстроя на который ссылается УК речь о том, что хотя КС РФ и признал несоответствующим конституции положения п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, указанные разъяснения не касаются случаев когдав доме децентрализованное теплоснабжение, т.е. тепловая энергия для целей отопления не поставляется в дом РСО а приготавливается в доме на оборудовании, относящемся к общедомовому имуществу. В этом случае порядок расчета определяется в соот. с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно указанному пункту
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению,а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения N 2 к настоящим Правилам.
как видите в этом случае обязательным условием является наличии приборов учета во всех жилых/нежилых помещениях в доме. При отсутвии прибора учета даже в одном помещении объем определяется по формуле 18 которая учитывает площади помещений
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам. и корректировка в этом случае не предусмотрена. Это как раз абз. 4 п. 54 Правил на которые ссылается УК
Здравствуйте, Андрей! Начнем с содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П, на который идет отсылка в письме Министерства строительства и ЖКХ РФ, который находится у Вас во вложении. С этим Постановлением КС РФ можно ознакомиться по ссылке:
http://www.consultant.ru/docum...
Так, 10 июля 2018 года Конституционный суд России вынес решение в пользу жителя многоквартирного дома из города Пушкино, который оспаривал плату за отопление по нормативу, так как в его квартире был установлен индивидуальный прибор учета, но у кого-то сохранность ИПУ не была обеспечена (были демонтированы, сломались и т.п.) В итоге собственнику отказывали в расчетах за тепло исходя из фактических показаний его ИПУ, ссылаясь на положения (уже утратившие силу) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354: если в доме хотя бы одно из помещений не оснащено исправным ИПУ тепловой энергии, то в остальных помещениях расчет платы за отопление также не может вестись исходя из показаний индивидуальных приборов учета.Поскольку во всех судебных инстанция мужчине отказали, он обратился в КС РФ, и КС встал на его сторону, и не принял доводы судебных инстанций, решив что прежний принцип расчета нарушает принцип справедливости. В результате КС признал не соответствующим Конституции РФ подход к расчету платы за тепло и были внесены изменения в Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
По итогу с 1 января 2019 года расчет платы за отопление при исправном ИПУ должен производиться исходя из показаний такого прибора вне зависимости от наличия счетчиков в других помещениях МКД (абз. 4 п. 42(1) ПП РФ №354).
Однако нужно обратить внимание что в вышеуказанном случае речь идет именно об индивидуальном приборе учета, а не о радиаторных распределителях. Между тем данные понятие не идентичны, что следует из п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354:
«индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
«распределитель» — устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;
Поэтому в данной ситуации необходимо обратиться кабз.7 (именно этот абзац появился под влиянием вышеназванного Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П)п.42 (1) вышеназванного ПП № 354, в соответствии с которым если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к Правилам, установленным этим ПП.
Но все дело в том, что в вышеназванном положении речь идет о случае, когда в доме проведено централизованное отопление. Это следует также из смысла п.54 ПП № 354, в соответствии с которым в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При этом, как установлено абз.4 вышеназванного пункта:
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Что касается последнего абз. п.54 ПП № 354, тот тут я несколько не согласен с позицией Власова Андрея, поскольку речь в данном пункте идет именно об индивидуальных приборах учета, а не о распределителях тепла (между тем, как изначально было замечено, между ними есть разница, которая фиксируется по смыслу ПП № 354). Распределители не являются индивидуальными приборами учета отопления и измеряют только относительную величину – долю тепла в общем объеме тепла, потребленном совокупно во всех помещениях МКД, оборудованных распределителями.
Таким образом, к сожалению, Ваша УК компания права (ссылаясь на абз.4 п.54 ПП № 354): если в доме автономное отопление (не централизованное) объем использованного тепла от котельной распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально размеру общей площади, принадлежащему каждому потребителю, и перерасчет исходя из показаний распределителей тепла не производится.
Евгений, добрый день!
Спасибо Вам за детальный и подробный ответ. Подскажите, пожалуйста, как применить на практике критерий «с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»? Значит ли это, что котлы или другие нагреватели должны быть смонтированы прямо в доме? Вопрос возник у меня потому, что у нас, кажется, есть т.н. тепловой пункт на несколько домов, откуда теплоноситель доставляют до потребителей. Чем это не централизованное отопление?
С уважением,
Андрей
Нет, Андрей, когда в каждой квартире находится котел, это уже индивидуальное отопление с счетчиками потребления газа в каждой квартире.
Пункт 54 Постановления Правительства № 354 подразумевает, что при отсутствии в МКД централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, исполнитель самостоятельно производит такую коммунальную услугу, используя оборудование, которое входи в состав общего имущества дома, речь идет, в частности, о котельных и тепловых пунктах.
Действительно, п.2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» нам говорит, в частности, о том, что:
Однако нужно учесть, что с 1 июля 2016 года вступили в силу изменения законодательства, касающиеся того, что может считатьсяобщим для собственников жилых помещений нескольких многоквартирных домов. То есть это касается, скажем, случая, когда одна котельная, пристроенная к одному МКД, отапливаетне только этот дом, но еще и несколько соседних домов. Поэтому для решения таких спорных вопросов
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 480
были внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которым добавлен раздел I (1), устанавливающий требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, предназначенного для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах:
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
То есть в вашем случае, если одна котельная (тепловой пункт) обеспечивает теплом не один МКД, а несколько домов, то такая котельная считается общим имуществом для собственников жилых помещений нескольких МКД, отопление в Ваших домах децентрализованное. Такая информация содержится в проектно-технической документации на дом.