Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Нарушение сроков проведения проверки качества товара при неподтвержденном дефекте
Купил смартфон в зеленом салоне сотовой связи. Обнаружился дефект, трудновоспроизводимый и неочевидный. В случайных ситуациях экран не реагирует на попытки разблокировки. Сдал в салон, дали документ о приеме на проверку качества. Телефон проездил около 50 дней и вернули с заключением СЦ, что дефект не обнаружен. Написал претензию на возмещение неустойки за нарушение сроков проверки качества, на что мне пришел ответ, что закон не обязывает их платить неустойку, в случае, когда дефект не подтвержден. Так ли это? Или мне стоит обратиться в суд?
Здравствуйте, Михаил!
Думаю правда на Вашей стороне. Но ее Вам придется доказать, поскольку пока у Вас нет доказательств неисправности товара. И чтобы доказать необходимо провести независимую экспертизу смартфона. Сделать это можно путем обращения в соответствующее экспертное учреждение.
Что касается сроков, то они безусловно нарушены, поскольку максимальный срок гарантийного ремонта не может превышать 45 дней (ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»).
В п. 1 данной статьи речь идет о гарантийном ремонте товара, который должен быть произведен ответственным лицом в срок, установленный в соглашении с потребителем (но не более 45 дней).
Если такое соглашение отсутствует, ремонт производится незамедлительно. Закон не дает четкого определения термину «незамедлительно», а лишь говорит о минимальном объективно необходимом времени для устранения недостатков. Законодатель вынужден прибегнуть к такой формулировке в связи с тем, что количество времени, необходимое для ремонта, зависит от конкретного вида товара и характера недостатков.
Однако по смыслу закона устранение недостатков ответственным лицом (продавцом, изготовителем, импортером и т.д.) не должно занимать более 45 дней.
Если между сторонами существует письменная договоренность о сроке устранения недостатков и становится очевидно, что ремонт не будет произведен в этот срок, потребитель и ответственное лицо могут перезаключить указанное соглашение.
При этом Закон исключает возможность перезаключения соглашения о сроке ремонта, если причиной продления является отсутствие у лица, устраняющего недостаток, запасных частей (деталей, материалов), оборудования и т.п.
Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 18 комментируемого Закона нарушение сроков устранения недостатков товара может стать основанием предъявления требования о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной стоимости товара.
Гарантийный ремонт не является дополнительной услугой. Посредством предъявления требования о безвозмездном устранении недостатков реализуется право потребителя на получение качественного товара.
Считаю в данном деле есть судебная перспектива, но для этого необходимо выполнить определенный объем работы и произвести финансовые затраты, а начинать нужно с проведения экспертизы.
Если Вам необходима помощь в составлении определенных документов, могу предложить свои услуги.
С уважением, юрисконсульт Мальцев Сергей Владимирович.
Михаил, здравствуйте!
Одним из прав потребителя в случае выявления неисправностей в товаре в период гарантийного срока является его передача продавцу (производителю) для устранения недостатков. Следует учитывать, что гарантия при этом продлевается на период, идентичный тому, в течении которого покупатель не мог использовать товар по назначению.
Срок гарантийного ремонта определяется на основе двухстороннего соглашения между потребителем и производителем (продавцом или иной уполномоченной организацией). Следует составлять соглашение в двух экземплярах за подписью сторон. В соответствии с п.1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» срок, определенный условиями соглашения, не должен быть более 45 дней. Однако, когда такой срок не был согласован в письменной форме, недостатки товара подлежат устранению в минимально возможный срок, который требуется с учетом стандартного способа их устранения.
Если в период проведения ремонта становится понятно, что исполнитель ремонта не может уложиться в ранее согласованные сроки, стороны уполномочены заключить новое соглашение, регулирующее перенос сроков и завершение ремонта. Также у потребителя есть право, не устанавливая новые сроки, отказаться от ремонта и предъявить другие требования по своему выбору, предусмотренные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», а также взыскать неустойку в размере 1 % за просрочку сроков устранения недостатков.
Михаил, если у вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу. Также вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!
Спасибо за ответ. Но речь идет как раз не о гарантийном ремонте, а о проверке качества, о чем имеется бумага. А вот провести экспертизу не представляется возможным, т.к. техника Apple, а в моем городе и ближайших нету авторизованных сервисов Apple, а заключение от неавторизованного сервиса Мегафон не примет, так как в гарантийном талоне прописан этот момент. Интересует именно нарушение сроков проверки, а не подтверждение дефекта уже на данный момент. Что закон говорит на этот счет? Позволяет ли отсутствие дефекта нарушать сроки диагностики?
Михаил, извините в первом ответ допущена неточность срок 45 дней установлен ст. 20 ФЗ, а не 18.
Тем не менее, отвечая на Ваш дополнительный вопрос могу пояснить следующее:
Законодателем предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя (статья 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Так, за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Из приведенных норм закона, не следует обязательность наличия причино-следственной связи между нарушением сроков и подтверждения дефекта(ов) товара. Исходя из этого, считаю у Вас есть судебная перспектива в вопросе взыскания неустойки.
Что касается отсутствия в Вашем городе авторизованных сервисных центров Apple, то в своем первом ответе я говорил о проведении экспертизы товара, а не о проверке его на качество. Проверка на качество действительно проводится в авторизованных центрах. Но в вашем случае нужна именно экспертиза. Поэтому рекомендую Вам посредством получения информации в сети интернет найти в Вашем городе экспертное учреждение, которое сможет провести экспертизу технически-сложного товара, в том числе и смартфона Apple.
С уважением, юрисконсульт Мальцев Сергей Владимирович.